В благодатной атмосфере нашего города-героя, невзирая на все злые ветры, вот уже 55 лет твердо и устойчиво работает Центральное конструкторское бюро, созданное по приказу № 165 министра судостроительной промышленности 31 марта 1965 года.
ЦКБ начало свою работу как Специальное конструкторское бюро (СКБ) по комплексному проектированию плавучих кранов и крановых судов. В первые годы формирования предприятия название менялось дважды, пока не укоренилось сегодняшнее—«Коралл».
Структуру коллектива и специализацию отрабатывали талантливые люди—фронтовики, ставшие инженерами. Первым начальником СКБ был В.Е. Губанов, главным инженером—Николай Дмитриевич Великосельский. С 1968-го по 1984 год начальником ЦКБ уже работал Игорь Владимирович Филенковский—артиллерист, капитан, лауреат Государственной премии СССР.
С 1984-го по 1993 г. начальником ЦКБ был Александр Александрович Алисейчик, лауреат Государственной премии Украины.
С 1993 года по сей день ЦКБ возглавляет Виктор Федорович Ленский—выпускник Севастопольского приборостроительного института, морского отделения и работавший инженер-механиком на рыболовецких судах в Атлантике.
Я работал в ЦКБ с 1980 года, когда численность коллектива составляла порядка 1360 человек, и могу перечислить около пятисот человек по именам и еще больше—по фамилиям, потому что разрабатывал программы испытаний построенных по проектам ЦКБ морских буровых установок.
Газетный объем не позволяет так поступить, но о том, что глубоко уважаю всех сотрудников ЦКБ, заявляю публично со страницы главной газеты города-героя.
В честь юбилея ЦКБ считаю нужным выделить несколько примеров проектных работ высокого уровня из числа всех очень результативных проектов. Это плавучий самоходный кран грузоподъемностью 1600 тонн (для пояснения скажу, что четырехосная нефтяная железнодорожная цистерна имеет массу 90 тонн) и стационарные буровые платформы для строительства нефтяных скважин на морском шельфе Вьетнама (позволили добывать нефти в полтора раза больше, чем все наземные буровые установки Украины).
Мы предложили «Укрнефти» построить буровую установку по проекту ЦКБ и установку получения сжиженного газа из горящего факела на месторождении Берегомет для обеспечения бытовым газом трех административных районов. Но заботящаяся о нас «Укрнефть» отказала в обоих случаях (мы в те времена сидели в потемках с отключенной электроэнергией).
Для ПО «Белозернефть» в Нижневартовске на СРЗ № 13 в Килен-бухте по проекту ЦКБ в годы отсутствия жидкого топлива (мы и такое пережили) была построена установка получения моторного топлива в объеме 120 тонн в сутки.
Интересным также был эпизод передачи нашей буровой установки «Шельф» в Мексику.
Сегодня ЦКБ загружено на всю мощность. Севастопольцам есть чему радоваться и чем гордиться! И, видимо, назрел момент награждения ЦКБ «Коралл» и ряда достойнейших его сотрудников правительственными наградами и наградами города-героя.
Севастопольцы гордятся тем, что у нас в городе есть такой коллектив! Героические дела продолжаются, и ЦКБ «Коралл»—единственное в своем роде в СССР и в России предприятие—будет работать, пока есть морской шельф!
А. МУЛЕНКО.
На снимке: СПБУ «Сиваш» с ПК г/п 500 тонн; буровые установки на вьетнамской денежной купюре.