Алкоголь или дети: на чем мы не готовы экономить?

Мост через суходол

Россияне в 2019 году придерживались сберегательной модели потребительского поведения, экономили почти на всем: на обуви, одежде, бытовой технике. Многим пришлось сократить затраты на развлечения и отдых, поскольку из-за снижения доходов на них почти не остается средств. Единственной категорией среди товаров быстрого потребления, траты на которую увеличились, стал алкоголь, рынок которого вырос и в объеме, и в денежном выражении. Таковы результаты исследования международной консалтинговой компании Nielsen, с которыми ознакомилась «Газета.Ru».

 

Экономных стало больше

Как отмечают специалисты, реальные доходы населения практически не растут два последних года. В 2018 году они увеличились всего лишь в пределах статистической погрешности—на 0,1%. Аналогичный рост показал 2019 год—тот же 0,1%. В отрицательной зоне реальные доходы находятся с 2013 года—тогда они ушли в минус на 4%. В год введения санкций против России снизились еще на 1,2%, а в 2015-м—до 2,4%. «Дно» по реальным доходам было зафиксировано в 2016 году—минус 4,5%.
Вместе с доходами падала и розничная торговля. В 2013 году она обвалилась на 3,9%, в 2015-м—сразу на 10%. Обороты ритейлеров начали расти только в 2017 году—на 1,3%. По итогам 2019 года темпы роста остались на том же уровне, подсчитали в Nielsen.
Сейчас в первую очередь наши сограждане экономят на одежде (как показало исследование, в четвертом квартале 2019 г. сократить траты на эту категорию пришлось 59%) и развлечениях (экономят 56% россиян). Переключаются на более дешевые бренды 54%. Экономят на отпуске 47%. Обновление техники откладывают 38%.
Более 70% россиян сказали, что экономят по этим параметрам. И таких экономных соотечественников стало на 1% больше за один только четвертый квартал прошлого года. А на чем (еде, одежде, обуви, алкоголе, сигаретах, развлечениях, отдыхе и т.д.) экономят и на чем не готовы экономить севастопольцы? Такой «Вопрос в лоб» был задан нашим читателям.

На детях и бензине не сэкономишь

—В последнее время приходится экономить практически на всем, —делится личным опытом Алена Игоревна.—Пачку сигарет (может, стоит отказаться от этой вредной привычки?—Ред.) растягиваю на день, мужу коньяк только по праздникам покупаю, в парикмахерскую раз в три месяца хожу… Цены на продукты, коммунальные услуги ложатся на семейный бюджет тяжким бременем. Не экономим только на ребенке. Ему все в первую очередь, а себе—что останется.
—Я не курю и не употребляю алкоголь, и это большая экономия,—продолжает разговор Виктор Алексеевич.—Одежду покупаю по мере необходимости. А вот на еде для семьи и топливе для машины не сэкономишь. Хоть бензин и дорогой, а без него машина не поедет.

А что насчет вредных привычек?

—Из опыта практикующего врача скажу: экономить надо на вредных привычках!—призывает Ольга Васильевна Фененко.—Однажды пришел ко мне на прием молодой человек и разоткровенничался: «Я—курильщик с большим стажем, у меня бронхит. Я знаю, чем все это мне грозит. А сегодня утром прозрел: посчитал, во сколько мне курево обходится, и решил раз и навсегда бросить курить. Здоровье дороже!»
Второй пример из жизни: пришел торговый представитель сигаретной продукции и так уж свой товар расхваливал! Я его и спросила: «А сами вы курите?» А он в ответ: «Я что, дурак? Это же легальный наркотик!»
Надеюсь, эти истории из жизни помогут кому-то избавиться от вредных привычек.
Хотелось бы разделить оптимизм Ольги Васильевны, но не все в жизни так просто. Сегмент FMCG (от английского fast moving consumer goods—быстро оборачиваемые товары), к которому относятся продукты питания, бытовая химия, напитки и сигареты, показывает рост. Впрочем, его обеспечивает не только потребление, но и увеличение цен.
Рост рынка товаров повседневного спроса в денежном выражении обеспечивали прежде всего сигареты—продажа по этой категории в прошлом году увеличилась на 1,35 процентных пункта. Но в штучном выражении она сократилась на 2,9%.
Как выяснили в Nielsen, только четверть продовольственных категорий растет в натуральном выражении, драйвером роста явился алкоголь. Именно выпивка стала единственной категорией, которая показала и штучный, и денежный рост. По данным Nielsen, продажа алкоголя в 2019 году в России выросла на 2% в натуральном выражении и 4,2%—в денежном. Наиболее значительным ростом отличились категории джина и виски—на 26 и 15,8% соответственно. Самая большая доля продажи приходилась на пиво—42,8% в стоимостном выражении. Отрицательную динамику среди алкогольных напитков показала только водка: сокращение составило 2% в натуральном выражении и 0,1%—в денежном.
Производители алкоголя чутко реагируют на финансовое самочувствие российских потребителей: одним из трендов стала продажа алкоголя в небольшой таре, и расположен этот продукт в прикассовой зоне. Наибольшим спросом пользуется продукция бюджетного ценового сегмента, тогда как средний сокращается, а премиальный сегмент продается в основном за счет проведения промоакций, также заметили эксперты Nielsen.
В общем, ситуация—как в бородатом анекдоте, когда девочка спрашивает у отца: «Папа, водка подорожала, значит, ты будешь меньше пить?» А папа в ответ: «Нет, дочка, это значит, что мы будем меньше есть!»

Когда без лекарств уже не обойтись

—На еде и лекарствах мое поколение уже никогда не сможет экономить—необходимо поддерживать здоровье,—говорит Валентина Ивановна.—К тому же мы не курим, не пьем, не развлекаемся. В турпоездки тоже не ездим, а хотелось хотя бы на этом не экономить! Впрочем, ехать куда-то далеко уже нет сил. Из одежды лично я донашиваю то, что купила лет 20-30 назад (тогда вещи качественные были). Покупаю только обувь…

Подготовила Елена ИВАНОВА.

Елена Иванова

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера