Ас морских волн

Ты не один:  первый севастопольский космонавт знает, как снизить риски  вынужденной самоизоляции

Когда заходишь через проходную яхт-клуба ЦСКА (раньше это был 57-й яхт-клуб Черноморского флота), сразу у ворот видишь мотолодку—одну из тех, на которых флотские водно-моторники устанавливали мировые и европейские рекорды, побеждая на чемпионатах планеты. Может, пора поставить скутер на пьедестал? То, что флотские лодкии их водители это заслужили, просто неоспоримо!

 

Ас морских  волнВ Севастопольской бухте раньше ежедневно проходили тренировки спортсменов города и флота по парусному спорту, гребле на ялах, гонках на глиссерах и скутерах. Во время празднования Дня Военно-Морского Флота России свое мастерство демонстрировали водно-моторники, проносясь по морской глади на огромной скорости и получая в награду аплодисменты севастопольцев и гостей города-героя. Более 50 лет руководил секцией этого когда-то олимпийского вида спорта рекордсмен мира, обладатель кубка планеты, чемпион Европы и заслуженный тренер Евгений Анатольевич Ковалев. Знаменитый спортсмен и известный тренер в эти дни отмечает 80-летний юбилей. В такие круглые даты обычно подводятся итоги спортивного пути. А вспомнить и сравнить нынешнее положение дел в спорте на флоте и в городе титулованному спортсмену и тренеру есть с чем!
Родился Евгений Ковалев в Новосибирске в семье военнослужащего. Позже отца перевели в Хабаровск. Там, учась в школе, мальчишка занимался зимними видами спорта, катался на лыжах и коньках, а также играл в футбол. Каникулы проводил в техническом кружке, где и зародилась тяга к моторам. Увлекся Евгений авиамодельным спортом и одновременно посещал студию изобразительного искусства. Кстати, стены его квартиры украшают картины, написанные им самим.
В послевоенное время ребята на Дальнем Востоке ловили рыбу, охотились. На всю жизнь запомнилась Жене встреча с Иваном Богачевым, который голыми руками поймал 38 уссурийских тигров. Став старше, он побывал в сталинских поселениях, в которых целыми семьями жили репрессированные. После сокращения Вооруженных Сил его отец, участник Великой Отечественной войны, морской офицер Анатолий Андреевич, капитан 2 ранга, ушел в запас.
Семья Ковалевых жила в Молдавии, а затем переехала в город русской славы Севастополь. В 1960 году Женя Ковалев начал заниматься спортом в 57-м яхт-клубе ЧФ, членский билет которого у него сохранился до сих пор. Лучшая часть жизни ветерана, по его словам, прошла в этом яхт-клубе, расположенном у Александровской бухты. Ежедневно в баталерках и мастерских спортивные болиды готовились к спуску на воду.
Вместе с учениками Евгений Анатольевич копался в моторах, что-то пилил, ремонтировал, красил. Если рядом с мастерскими стоял микроавтобус, значит, Ковалев или на воде, или что-то ремонтирует. На своей «микрушке» он побывал во всех европейских странах, причем за рулем, а в прицепе—болиды, на которых выступали его воспитанники. Евгений Анатольевич всегда рассказывает больше о ребятах, чем о себе, об их достижениях. Как-то он подсчитал, что за рулем проехал расстояние, равное трем экваторам, т.е. трижды обогнул земной шар. На дорогах Европы ориентировался, как в родном Севастополе.
В секции водно-моторного спорта было подготовлено пять международников и 53 мастера спорта, которые служили в спортроте. К ним было особое отношение. Этот вид спорта—повышенной опасности, поэтому подготовка велась тщательно. Результат зависел от количества стартов в году, в советское время каждый лидер принимал участие минимум в 15 стартах, что немаловажно и значимо. Не столь важен путь к победе, нужна только победа!
В этом экстремальном и техничном виде спорта все решают только мастерство гонщика и миг принятого им на сумасшедшей скорости решения. Гонки проходят в облаках водной пыли и рокоте моторов, настоящая «бомба»—состояние машины пополам со скоростью. Водно-моторный спорт—самый мужественный и рискованный, а лодка для пилота—это скорость, жизнь и конечно же победа. Во флотской секции культивировались только международные гоночные скутеры и глиссеры, скорость которых достигала 150-160 км в час. Фавориты сборной оставались на контрактной службе. Их отличали трудолюбие и спортивное мастерство.
Ребят Евгений Анатольевич опекал и берёг, потому что сам завершил одну из гонок со сломанными ребрами, долго лечился, да и сейчас травмы дают о себе знать. С гордостью называет тренер-ветеран, заслуженный работник физической культуры и спорта России Евгений Ковалев имена своих учеников: чемпион мира Анатолий Головин, чемпионы Европы Юрий Борисов—рекордсмен мира, Юрий Лапутин, Геннадий Волков, а также десятикратный чемпион России Сергей Березин и неоднократный обладатель Кубка России Сергей Воскресенский.
На самом скоростном глиссере выступал мастер спорта Евгений Пашков, мотор у его машины с шестилитровым двигателем—300 лошадиных сил! На старте будущий ученый и ректор СПИ (ныне СевГУ) срывался с места со скоростью 100 км в час! Е. Пашков составлял серьезную конкуренцию асам страны и становился неоднократным призером чемпионатов и Кубка Советского Союза. Когда его глиссер R-6 сняли с официальных состязаний и заменили на глиссер с трехлитровым двигателем, Е. Пашков хотел продолжать выступать на более мощной машине, но Ковалев убедил его пересесть на болид с меньшей скоростью. Ученик так и поступил. Но поначалу вместе они смотрели на глиссер R-6 и не верили, что им можно вообще управлять!
Водно-моторный вид спорта, по статистике гибели спортсменов,—на втором месте после альпинизма. Мир высоких скоростей на воде—это и аварии, и тяжелые травмы. Получил травму и Евгений Ковалев как гонщик-пилот в одном из стартов в Воронеже. Это случилось в 1976 году на Спартакиаде народов СССР. Евгений чудом уцелел. Видимо, ангел-хранитель уберег 35-летнего Ковалева. Гонщик после аварии даже не мог говорить—у него отнялась речь. После этого Евгений Ковалев понял, что пора заканчивать с выступлениями. Но в 1977 году ветеран стал еще обладателем Кубка Европы и выиграл чемпионат СССР, хотя мысль покинуть спорт посещала все чаще.
Приехав погостить к сестре на Сахалин, Евгений Анатольевич нашел и там работу в г. Макарове, став председателем спорткомитета. Прежде всего он укрепил спортивную базу. И в олимпийском 1980 году город по спортивной работе стал третьим, впереди были только Южно-Сахалинск и Холмск. Однако там Ковалев понял, что сердце его принадлежит Севастополю, и вместе с семьей в том же 1980-м вернулся в 57-й яхт-клуб, где и работал тренером.
Евгений Анатольевич уверен, что в жизни ему сопутствовала удача, а тем, что всё сложилось успешно и не было проблем, он обязан своей жене, Марии Александровне. Она, к слову, многие годы проработала в 5-й горбольнице начальником отдела кадров. Вместе супруги воспитали детей и внуков, которые живут и трудятся в Севастополе и гордятся своим отцом и дедом. Внучка Алина учится в Крымском мединституте в Симферополе и не забывает деда, ветерана спорта города и флота.
До 2013 года известный тренер продолжал готовить спортсменов Черноморского флота и города, а одним из его любимых учеников был мастер спорта Виталий Лубяницкий, с которым он объездил многие европейские страны.
На сегодня Е.А. Ковалев завершил свою тренерскую деятельность. Но его имя вошло в историю севастопольского спорта и Черноморского флота наряду с Еленой Алексеенко (плавание), Николаем Вечирко (гребля), Иваном Бочаровым (вольная борьба), Давидом Смагаринским (водное поло)—заслуженными тренерами СССР, лучшими наставниками севастопольских атлетов, которыми гордится город-герой.

В. МЕЛЯНСКИЙ.

Другие статьи этого номера