Цветы от внучки

Цветы от внучки

Есть показатели, по которым судят о деятельности музеев. В существующий перечень ввести бы еще одну оценку: их способность приобретать надежных друзей из среды посетителей.

 

Москвичка Софья Приезжева впервые ступила на брусчатку двора музея историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея» в 2017 году. Его экспозиция произвела на гостью глубокое впечатление. Поднявшись на второй этаж административного корпуса, Софья Генриховна предложила сотрудникам музея принять от нее в дар вышедший в 1945 году «Огонек» с объемной статьей, посвященной первой годовщине со дня освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.
В настоящее время не поддается подсчетам количество совершенных ею визитов из Москвы в Севастополь. Так, благодаря щедрости Софьи Приезжевой фонды музейного комплекса 35-й береговой стали богаче на 187 единиц хранения. Это уникальнейшие материалы и экспонаты: например подшивка «Правды» с 23 июня 1941 года по май 1945-го.
В течение героической обороны Севастополя сложилось крепкое сообщество поэтов, прозаиков, журналистов и даже композиторов—местных и приезжих. Имена и лучшие их произведения известны. Но о Григории Сорокине на 35-й береговой стало известно после того, как Софья Генриховна привезла изданный в 1943 году отдельной книжкой очерк этого автора об отважном командующем авиацией Черноморского флота Николае Острякове.
Сравнительно недавно, пару лет назад, севастопольские поисковики в очередной раз подняли останки защитников Севастополя, в том числе молодого офицера Федора Тихонова. Его имя стало известно после прочтения почти истлевших в земле бумаг. Среди них оказалась и журнальная вырезка со стихотворением Владимира Крахта и Александра Стоврацкого. На их произведение Константин Листов написал песню «Девиз черноморцев—победа».
Софья Генриховна помогла восстановить полный текст стихотворения поэтов и найти ноты прославленного, особо почитаемого в городе-герое композитора. Воспользуемся случаем, чтобы вспомнить имена В. Крахта и А. Стоврацкого еще и потому, что песни, написанные композиторами на стихи этого творческого дуэта, исполнялись Лемешевым, Шульженко, Бунчиковым и другими известными вокалистами. Сегодня «Девиз черноморцев…» попал на пюпитры самодеятельных артистов президентского кадетского училища.
По случаю приближающегося 75-летия Победы Советского Союза над немецко-фашистскими захватчиками на 35-й береговой работает выставка «Зенитное братство». В одной из витрин видное место отведено оригиналу полноцветного плаката художника Мальцева с образами моряков-черноморцев 365-й зенитной батареи. Он выпущен в 1942 году по заданию Главного политического управления Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Высокохудожественное произведение сопровождает текст, емкий по содержанию: «…Немцы остервенело рвались к городу. Выбрав минуту затишья, собрались зенитчики гвардейской батареи Воробьева и поклялись: «Не отступать ни шагу назад!» Клятву написали на полях портрета товарища Сталина и скрепили своими подписями. Гвардейцы свято выполнили свой долг…» Казалось, здесь позволительно поставить многоточие.
Однако трудно удержаться от того, чтобы не воспроизвести текст плаката целиком: «Шесть дней вели героическую борьбу. Немцы засыпали батарею снарядами и минами. До 75 пикировщиков налетали одновременно. Но батарея не сдавалась. Когда силы героев иссякли и немцы ворвались в расположение батареи, радист дал последнюю радиограмму своему командованию…»
Ее текст воспроизведем, открыв на нужной странице книгу воспоминаний дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Н.И. Крылова «Не померкнет никогда»: «Отбиваться больше нечем, просим открыть массированный шрапнельный огонь по нашей позиции, по КП…»
В самый трагический момент батареи командование принял на себя 23-летний комсомолец старший лейтенант И.С. Пьянзин. Он, по словам Н.И. Крылова (в то время генерала, начальника штаба Приморской армии), заменил ранее выбывшего по ранению Героя Советского Союза Н.А. Воробьева. Наконец, последние два предложения текста плаката: «Гвардейцы погибли за Родину, но каждый дорого отдал свою жизнь. 500 фашистских головорезов нашли здесь свою могилу».
Мальцев воспроизвел на ватмане не один эпизод героической обороны Севастополя. Самые удачные плакаты, созданные художником, также стали достоянием историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея». Об этом тоже позаботилась Софья Приезжева. У нее дома—уникальное собрание книг, газетных подшивок, документов, других материалов, в которых очевидцами по горячим следам отражены драматичные события Великой Отечественной войны.
Софья Приезжева приобщилась к изучению периодических изданий времен Великой Отечественной, выложенных в свободном доступе в Интернете столичной Некрасовской библиотекой в рамках проекта «Электронекрасовка». В фондах Российской государственной библиотеки имеются тронутые временем журналы «Краснофлотец» и «Красноармеец». Не один день Софья Генриховна посвятила подробному знакомству с сокровищами библиотеки музея историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея». Заметки, репортажи, очерки, статьи… Они принесли в наши дни дух, настроение периода нелегких испытаний. К нам словно вернулись наши отцы, деды, кому-то и прадеды молодыми, энергичными, полными задора и сил.
По понятным причинам в период войны вводился строгий режим секретности. В материалах периодики географические названия звучали несколько таинственно: «действующая армия», «действующий флот». Нынешние средства коммуникации расширили возможности приподнять завесу былой секретности. Все же за «действующим флотом» непросто разглядеть Черноморский флот, а за «действующей армией»—Отдельную Приморскую. Моряков-черноморцев удавалось «распознать», обратившись к соответствующим сайтам в социальных сетях. Так пополнилась база данных музея новыми фамилиями защитников и освободителей Севастополя.
Естественно наше желание поделиться чем-то новым, чем-то интересным с родственниками, друзьями, со случайными попутчиками, наконец, в поезде, в самолете. Это желание более всего присуще и Софье Приезжевой. У нее с сотрудниками музея историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея» родилась идея из собранных публикаций периодических изданий военной поры наконец составить книгу. Тем самым широко распахнуть дверь в героическое прошлое Родины перед внушительным кругом любителей истории, читателей.
В фондах Государственного военно-исторического музея-заповедника (в недавнем прошлом Музея героической обороны и освобождения Севастополя) бережно хранят предтечу родившегося сегодня проекта—изданный в 1945 году сборник лучших публикаций советской периодики «Битва за Крым». Авторы-составители включили в него очерки, статьи Алексея Толстого, Ильи Эренбурга, Александра Хамадана и других мастеров публикации, а также «гвоздевые» материалы местных средств массовой информации.
Заведующая отделом Великой Отечественной войны музея-заповедника И.Ю. Агишева сказала, что «Битва за Крым», а также увидевший свет в 1950 году сборник газетных публикаций «Освобождение Севастополя» переизданы в наши дни. Директор музея историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея» В.И. Володин рассказал Софье Генриховне о прошлых изданиях.
На реализацию своего замысла Софье Приезжевой потребовался год. В последних числах марта ее труд был представлен сотрудникам ведущих музейных учреждений города, библиотек, журналистам. Приглашенные смогли подержать в руках, перелистать не только первый том газетной хроники за 1941-1942 годы, но и второй том, материалы которого отразили события 1944 года, то есть бои за освобождение Севастополя и все, что им сопутствовало.
Сигнальные экземпляры невероятного по масштабам труда автором-составителем предложены в дар Михаилу Развожаеву, Екатерине Алтабаевой, Вячеславу Горелову не с оглядкой на их высокую должность и заметное положение в обществе, а потому, что они—историки.
Собравшиеся в этот день в выставочном зале «батарейцы» не скупились на заслуженные слова восхищения подвижническим, бескорыстным трудом автора-составителя подлинных фолиантов как по содержанию, так и по формату. Директор музея историко-мемориального комплекса Валерий Володин, в частности, отметил, что труд Софьи Генриховны выходит в преддверии 75-й годовщины Победы СССР над фашистской Германией. Труд интересный и хронологически выдержанный. В нем люди показаны на фоне значимых исторических событий Великой Отечественной. Издание двухтомника, уникального по объему,—знаковое, этапное событие в жизни прежде всего Севастополя. Вряд ли оно будет повторено в будущем, считает Валерий Иванович.
Депутат законодательного собрания, руководитель одной из его постоянных комиссий Вячеслав Горелов не первый год увлечен исследованием великого прошлого родного города. Вячеслав Николаевич известен у нас как автор-составитель великолепных книг по истории Севастополя. «Самое сложное в работе историка,—сказал он,—это необходимое погружение в минувшее. Без этого нельзя объективно оценить когда-то произошедшее, через сегодняшнее восприятие канувших в Лету дней. Софье Генриховне было дано постичь их во всех мельчайших деталях. Это непросто, ведь есть правда представителей высшего командования, есть правда полевых командиров, есть правда окопников, есть правда журналистов».
В феврале сигнальный экземпляр двухтомника был готов. 23-го числа он был представлен активу историко-мемориального комплекса 35-й береговой. Логично рядом с первым томом о героической обороне Севастополя поставить второй том о его не менее героическом освобождении, сказала Софья Генриховна. «Скорость создания сигнального экземпляра второго тома потрясающая,—отметила заместитель директора музея историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея» Татьяна Уманская.—21 марта Софья Генриховна доставила нам из Москвы стопку сигнальных экземпляров второй книги двухтомника. Ее заключает воспроизведенная статья о Севастополе, помещенная в газете «Красный флот» к первой годовщине освобождения главной базы Черноморского флота от немецко-фашистских захватчиков. «Это едва ли не первая попытка, предпринятая в столичной печати подвергнуть анализу вклад защитников и освободителей Севастополя в ход Великой Отечественной войны»,—считает Татьяна Ивановна.
В зале было сообщено, что тираж двухтомника будет отпечатан в Крыму, чтобы избежать доставки невероятного груза из Москвы. Все расходы взяла на себя Софья Приезжева. В типографии ей предлагали удешевить печать за счет использования бумаги попроще. Софья Генриховна это предложение не приняла. Бумага должна оставаться такой же, как в сигнальных экземплярах: в той же цветовой гамме, которая, по мнению автора-составителя, дарит ощущение времени.
Не каждому будут по карману книги даже при условии их покупки по себестоимости. Это не коммерческий проект, заявлено Софьей Приезжевой. С учетом этого книга найдет своего читателя.
От Софьи Генриховны мы еще услышали, что ею не воспринимается слово «блокада» относительно городов-героев, городов-витязей: Одессы, Севастополя, Ленинграда. Мир стал свидетелем их героической обороны, считает Софья Приезжева. Еще она убеждена в том, что война—это преодоление выпавших на долю людей испытаний, а отнюдь не страдание.
* * *
Дед Софьи Генриховны—участник Великой Отечественной. Он погиб в бою с захватчиками у Харькова, где и похоронен. В недавнем прошлом внучка ежегодно посещала это святое место, иногда по нескольку раз. Теперь Харьков остался в стороне из-за оскорблений и даже прямых угроз со стороны «патриотов», «активистов» новой Украины, а по существу, последователей слуги немецких фашистов—Бандеры, одним словом, бандитов.
После последней рискованной поездки москвички в Харьков Софья Генриховна каждый раз в Севастополе приезжает на 35-ю береговую батарею с охапкой цветов, чтобы возложить их, как на могилу деда, на плиты некрополя историко-мемориального комплекса. Так было и в этот день.
Двухтомник внучка посвятила деду.

 

А. КАЛЬКО.

На снимке: С.Г. Приезжева с В.И. Володиным и директором Севастопольской Морской библиотеки им. М.П. Лазарева Л.М. Щербаковым; плакат художника Мальцева.

Другие статьи этого номера