Колокольный звон

Электронная информационно-образовательная среда СевГУ пополнилась новой платформой

В воскресенье, 19 апреля, православные верующие отметят Пасху.
Многое сегодня для нас происходит впервые. Впервые верующих попросили воздержаться от посещения церкви на Пасху. Впервые священнослужители освящали в городских пекарнях и магазинах куличи. Впервые те, кто все-таки попадет на службу, будут присутствовать в храме или возле него, предварительно надев маску. Зато сама православная Пасха—торжество из торжеств—отмечается тысячи лет, и никакие исторические события не могут этого отменить.

 

Накануне Светлого Христова Воскресения Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих оставаться дома и смотреть богослужения по телевизору. Федеральные каналы будут транслировать традиционную пасхальную службу из храма Христа Спасителя в Москве в прямом эфире. Благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта тоже попросил пожилых людей и людей с хроническими заболеваниями остаться дома, ведь именно сейчас крайне важно, чтобы люди «берегли друг друга, а это и есть служение Богу, любви к Богу».
—С этой проблемой столкнулись все города, все страны мира, все конфессии,—говорит Сергий Халюта.—Ничего подобного в истории человечества ещё не было. Но человек православный, верующий—это человек, соблюдающий закон, человек, находящийся в послушании Богу, Церкви, послушании власти гражданской. Я обращаюсь к православным христианам, особенно пожилого возраста, чтобы они воздержались от посещения не только храмов, но и каких-либо общественных мест. Также призываю тех людей, которые страдают хроническими заболеваниями, совершать домашнюю молитву. Вы можете обратиться в ближайший храм, и к вам придет священник.
Сергий Халюта рассказал, что севастопольские храмы принимают меры предосторожности: все поверхности, включая иконы, постоянно обрабатываются дезинфицирующими растворами, используются одноразовые салфетки и стаканы. Прихожане носят маски. А в воскресенье на площади Свято-Владимирского собора будет вестись прямая трансляция божественной литургии. Священнослужители при необходимости выйдут на улицу, чтобы причастить горожан. Кроме того, региональные власти выделили храмам 1,5 тысячи масок, которые будут раздаваться прихожанам. Также благочинный напомнил, что церковным уставом не предусмотрено посещение кладбищ на Пасху, эта традиция почему-то появилась в советское время.
Чтобы избежать массового скопления людей в церквах, представители Севастопольского благочиния освятили все куличи в городских магазинах. Но сначала освятили их еще на предприятиях, выпекающих хлебобулочные изделия.
Возможно, такая Пасха, как в этом году (тихая и домашняя),—и не испытание вовсе, а наоборот, возможность помолиться по-настоящему, посмотреть, как проходит служба в других городах, и подумать о происходящем… Ведь молитва—она доступна всегда и для всех. И отовсюду будет слышаться в этот день звон колоколов.
А вот в дореволюционной Москве Пасху отмечали с размахом—от трех до семи дней. Вся неделя была свободной от работы, горожане начинали готовиться к празднику заранее, а после встречи Христова Воскресения отправлялись на гулянья. Пасхальный благовест москвичи встречали во всех церквах и соборах, украшенных цветами и огнями. Кое-где в воздух запускали ракеты. После торжественной встречи Христова Воскресения и богослужения в храме москвичи отправлялись на народные гулянья. С окончанием Великого поста запрет на все увеселения был снят. Хороводы и уличные танцы сопровождались музыкой и пением. На московских бульварах стояли большие карусели и качели. В парках располагались уличные ярмарки, где продавались самодельные сувениры и цветы.
Помимо уличных ярмарок москвичи шли на Петровку за пасхальными покупками. После 1905 года все необходимые элементы праздничного стола можно было купить в «Елисеевском» на Тверской. Туда шли за шафранным куличом, марципаном, душистым чаем, орехами, сладким портвейном и яйцами, которые красили в луковой шелухе. Знаменитая «Булочная у Филиппова» тоже предлагала большой выбор праздничной выпечки. Кстати, цены перед праздником повышались основательно. Стоимость яиц была выше в несколько раз.
Подарки зависели от размера кошелька дарящего: пасхальные яйца, и не только съедобные. Состоятельные горожане могли заказывать у мастеров яйца из бисера, камней и полированного дерева, украшенного ручной росписью. В высшем свете было принято дарить яйца из драгоценных металлов с инкрустацией.
Празднование Пасхи в Петербурге в XVIII-XIX веках практически не отличалось от московского: за неделю на площадях разворачивались балаганы и вербные базары, жители города устраивали массовые катания на лодках по каналам Петербурга, а свои дома украшали гирляндами. На последнюю неделю Великого поста Петербург превращался в большую ярмарку. Все скверы и сады города украшались флагами. В парках проходили народные гулянья, а на Марсовом поле устанавливали большие деревянные качели и горки. Петр I ввел новую традицию—катание на лодках и верейках по Неве и городским каналам.
В этом году в Севастополе народных гуляний, конечно, не будет, но, как говорят священнослужители, «не требуйте себе праздника ценой чужих страданий». Самое главное на Пасху—не злиться, не ссориться и не грустить. В этот день нужно отдыхать, разговляться и вспоминать о деяниях Христа. Этот праздник лучше целиком посвятить семье и Богу.
—Мы все—и священнослужители, и епископы, и миряне,—к сожалению, не переживаем Пасху духовно,—говорит епископ Кипрской православной церкви Афанасий Лимассольский.—90 процентов сразу уходят после крестного хода, а мы, оставшиеся, не встречаем праздник так, как надлежит. Поэтому пусть эта Пасха станет Пасхой покаяния! Как бы мы ни молились, это молитва! И Господь примет ее.

Анна БРЫГИНА.
Фото Владимира Докина.

Анна Брыгина

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера