«Сапун-гора, Сапун-гора, как много связано с тобою…»

«Сапун-гора, Сапун-гора,  как много связано с тобою...»

Программа мероприятий, состоявшихся в Севастополе по случаю 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, была обширной. Отдельной строкой в ней обозначили церемонию возвращения Вечного огня на почетное место у подножия величественного обелиска Славы ансамбля мемориального комплекса «Сапун-гора» Военно-исторического музея-заповедника.

«Сапун-гора, Сапун-гора,  как много связано с тобою...»

Четыре десятилетия назад знающие, как казалось, всё на свете составители крупноформатного, весом в два кирпича «Советского энциклопедического словаря», спасибо, дали толкование таких понятий, как «вечная мерзлота», «вечные образы», «вечные снега», «вечный двигатель»… Но сегодня (случай знаменательный) потребовалась формулировка относительно понятия «Вечный огонь». Удивительно, что на этот счет молчит фундаментальный труд почти сорокалетней давности.
Будем обходиться тем, что имеем благодаря усилиям пресс-службы музея. В ее пресс-релизе сказано: «Вечный огонь—дань подвигам советских воинов, совершенным в годы Великой Отечественной войны». И еще: «Вечный огонь—это символ скорби и памяти о великом поколении победителей, защитивших нашу страну и весь мир от нацизма».
Полвека назад (еще один юбилей), 9 мая 1970 года, право зажечь Вечный огонь у обелиска Славы на Сапун-горе было предоставлено заслуженным людям: участнице героической обороны Севастополя Герою Советского Союза Людмиле Павличенко и штурмовавшему Сапун-гору в мае 1944 года витязю Герою Советского Союза Федору Матвееву.
Огонь пылал днем и ночью, в зной и холод. Кстати, Вечный огонь на месте решающих, самых горячих боев в период освобождения города от гитлеровцев был зажжен на мемориале Малахова кургана. От Вечного огня Сапун-горы вспыхнуло пламя в знаковых местах городов-героев Одессы, Новороссийска, Керчи и в Ялте.
В настоящее время севастопольцы являются свидетелями и участниками масштабных работ по обновлению улиц и проспектов, парков и скверов. Минувшей осенью строители пришли и на территорию мемориального комплекса «Сапун-гора».
Отдельные граждане любопытствуют: «Вечный огонь—на самом деле вечный?» В нашем случае, товарищи,—вечный, какой же еще?..
К началу ремонтных работ на объектах мемориального комплекса в распоряжении его сотрудников уже были, без преувеличения допустимо сказать, высокохудожественно выполненные факел и лампада. За стекло последней и поместили драгоценную частицу Вечного огня. Более чем на полгода к стационарной горелке перекрыли поступление газа.
Каменщики, плиточники, маляры, озеленители, мастера иных профессий управились в установленный срок—к 9 мая.
В этот день Сапун-гора и ее мемориальные объекты предстали по случаю известных ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, перед немногочисленными посетителями в потрясающем виде. Тут тебе и весеннее цветение, и мастерство строителей! К восьми часам утра на место была доставлена частица Вечного огня. С ноября минувшего года она хранилась в административном здании музея-заповедника.
С неукоснительным соблюдением жестких карантинных требований прибывали музыканты военного духового оркестра, артисты Ансамбля песни и пляски Черноморского флота, представители ряда общественных организаций. С появлением на площадке у обелиска Славы врио губернатора Севастополя М. Развожаева, командующего Черноморским флотом вице-адмирала И. Осипова и других официальных лиц наступает кульминационный момент возвращения Вечного огня на его место у монумента. Видную роль в этом волнующем эпизоде отвели Светлане Аверкиной—внучке участника штурма Сапун-горы, краснофлотца 613-го отдельного ударного батальона 83-й бригады морской пехоты И.П. Аверкина. От огонька лампадки зажжен факел. От него вспыхивает пламя в решетчатой горелке обелиска Славы.
Вечный огонь вернулся домой—на свое священное место!
Как и полвека назад, в исполнении Ансамбля песни и пляски Черноморского флота прозвучала песня-реквием Бориса Боголепова «Сапун-гора». Щемящая мелодия в исполнении военного духового оркестра сопровождала акт возложения к подножию обелиска Славы гирлянды Славы, букетов цветов. Прозвучали гимны Российской Федерации и Севастополя. Торжественным маршем прошли рота почетного караула и военные музыканты.
—Если бы сегодня отсутствовали ограничения по причине пандемии коронавирусной инфекции,—заявил Михаил Развожаев представителям средств массовой информации,—сюда вместе с нами пришли бы тысячи севастопольцев, чтобы отдать дань уважения великому подвигу освободителей города. Однако роль и суть праздника не меняются. Сегодня мы все вместе будем вспоминать наших героев, будем их чествовать, сердечно благодарить за свободу, ценой больших жертв добытую 75 лет назад. Все это для подавляющего большинства граждан пройдет в ином формате: дома, в кругу семьи. От всей души поздравляю всех севастопольцев с Днем Победы. Желаю каждому помнить сегодня и всегда героев, добывших Победу, и помнить еще, что наша страна—великая, и этого никому у нас не отнять.
В заявлении для прессы директор Военно-исторического музея-заповедника Н. Мусиенко сообщил, что масштабный объем ремонтно-восстановительных работ на Сапун-горе выполнен при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Российского военно-исторического общества и правительства Севастополя.
—Строители, коллектив заповедника со своей стороны сделали все, чтобы этот праздник состоялся,—отметил Николай Иванович.

«Сапун-гора, Сапун-гора,  как много связано с тобою...»Представителям СМИ на всю записывающую звук и снимающую аппаратуру Светлана Аверкина сказала:
—Со слов отца знаю, что мой дед, Иван Аверкин, как большинство фронтовиков, не любил рассказывать о войне. От него в плоть и кровь представителей его рода вошли такие важные качества души, как человечность и порядочность. Счастлива, что я—его внучка.
В эксклюзивном интервью «Славе Севастополя» Светлана Сергеевна сообщила:
—Мне, еще ребенку, стало доступно для понимания, что дедушка не держал зла на вчерашнего противника, хотя испытаний на его долю фронтовика выпало предостаточно. Он был ранен, но сохранил такое важное качество характера, как доброта. Гостей усаживал за стол к тарелке борща и рюмочке водки. Любил петь: «Бескозырка, ты подруга моя боевая…»
Художественное полотно Диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» создавалось военными художниками Студии имени М.Б. Грекова: народным художником СССР П.Т. Мальцевым, заслуженными художниками РСФСР Г.И. Марченко и Н.С. Присекиным. Кто-то из них пригласил Ивана Аверкина позировать в ходе работы над воссозданием батальных эпизодов боя на Сапун-горе. Требовалась и консультация его участника.
На экран смартфона Светлана Аверкина вывела текст описания нужного фрагмента картины: «С высоко поднятым над головой автоматом лейтенант Михаил Головня изображен во главе группы разведчиков на крыше дота. Справа от него из ручного пулемета ведет огонь старший сержант Николай Гунько. Правее—раненный в голову Игнатий Поликахин, мстя за погибшего друга, матроса Онисима Щебетовского, изображенного на камнях, бросает гранату во вражеский дот. Правее Поликахина моряк старшина 2-й статьи Иван Аверкин бьет фашистов из автомата ППШ».
Уже удаляются от нас в прошлое два отмеченных юбилея: 75-летие Победы доблестной Красной Армии над озверевшими гитлеровцами, напавшими на нашу страну и государства Европы, и 50-летие зажжения Вечного огня на Сапун-горе—месте судьбоносного сражения при освобождении Севастополя от врага. В настоящее время каждый день будет приближать еще одну круглую дату—70-летие создания Борисом Боголеповым песни-реквиема «Сапун-гора». Нынче при исполнении этого знакового в богатейшем творческом наследии маэстро и в репертуаре Ансамбля песни и пляски Черноморского флота запевал солист этого творческого коллектива заслуженный артист Республики Крым Алексей Шевченко.
—В течение 45 лет моя мать, Людмила Николаевна Шевченко, работала здесь, на Сапун-горе, экскурсоводом,—поведал мне на диктофон Алексей.—Здесь ребенком я впервые услышал мелодию песенного шедевра. Фрагмент музыкального символа Севастополя воспроизводился с помощью электромеханического коммутатора дискового типа, изготовленного инженерами-конструкторами Севастопольского завода радиоаппаратуры. Коммутатор был установлен под решеткой горелки Вечного огня в акустическом подвале.
Об этом мы узнали из статьи научного сотрудника музея-заповедника Юлии Стогний. Статья посвящена творчеству Бориса Боголепова. «Сапун-гору» композитор написал на стихи участника обороны и освобождения Севастополя А.И. Сальникова—батальонного комиссара, впоследствии военного журналиста. «Высокий памятник стоит под небом солнечного края…»—такими словами начиналась песня. В настоящее время эта строка звучит иначе: «Высокий памятник стоит, к нему ведет тропа крутая…» «Ее авторство приписывают Б.В. Боголепову»,—пишет Юлия Стогний. В ее труде названы и первые исполнители песни: это солисты флотского Ансамбля песни и пляски С.И. Борматов и В.А. Абдула—участник обороны Севастополя и штурма Сапун-горы.
Впереди—юбилей любимейшей песни. Будет еще повод вернуться к ее счастливой и непростой судьбе, к звездным дням и испытаниям, выпавшим на долю Бориса Боголепова.

***

В этот день правоохранители зорко, но толерантно следили за соблюдением требований режима карантина. После того как официальные лица, артисты, журналисты, редкие гости церемонии убыли, на опустевшей аллее с фотографиями бойцов «Бессмертного полка» встретилась вчерашний экономист Наталья Варнакова с портретами близких в рамке за стеклом.
—Это мои бабушки—первая и вторая,—сказала Наталья Юрьевна.—Руфина Варфоломеева все военные годы трудилась в военном госпитале. Параскева Федорова в селе на Курской дуге в пик боев пыталась спрятаться с сыном Юрой в подвале. Немецкий солдат бросил туда гранату. Мой будущий отец уцелел, хотя получил ранение. Его отец, Николай Федоров, дошел до Берлина и жил до 1961 года.
Из Балаклавы на машине прикатил Н.А. Козлов с внуком Артемом. Ежегодно с букетами сирени Николай Александрович посещает с мальчиком известные им в округе памятники героям Великой Отечественной. Сапун-гора—это святое. В нынешнем году Артем переступит порог первого класса, но он уже отмечен почетной грамотой как победитель проводившегося в детском саду конкурса. На нем требовалось ответить на вопросы по истории родного края. Артем победил на испытаниях с большим запасом прочности.
…Вечный огонь вернулся на Сапун-гору. При нем и светлее, и теплее.

А. КАЛЬКО.

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера