Приобретение и наказание: как работает и не работает закон о контрольной закупке

«Мой прадедушка чудом выжил  в подбитом самолёте и прошёл  всю Великую Отечественную войну»

На Привозе:
—Вам молоко разбавить или обсчитать?
—Лучше недолейте!
Это кажется невероятным, но в России до недавнего времени нельзя было прийти и просто так проверить торговца в момент реализации товара. То есть «Роспотребнадзор» проверял товар на витринах, брал пробы продуктов, требовал предъявить разрешение и лицензию и многое другое. Но так, чтобы поймать продавца с поличным и проверить, точно ли взвешен товар, выбил ли он чек, посмотреть, не подсунули ли покупатели тухлую селедку вместо парной осетрины,—этого защитники прав потребителей не могли.

 

Как правильно—объегорить или облапошить?

Это неудобство в работе контролирующей организации было исправлено законом № 277-ФЗ от 3.07.2016 г. Первое время закон тестировали в нескольких регионах в экспериментальном режиме, постепенно расширяя географию его применения. С июля прошедшего года он начал работать и в Севастополе. Причем местный территориальный отдел—единственный в Крыму, который выходит на контрольные закупки.
Очевидно, чтобы поймать всех нерадивых продавцов за руку, у «Роспотербнадзора» могло бы не хватить собственных рук. По крайней мере, сложно найти завсегдатаев многочисленных рынков, которые не рассказали бы историю о том, как их обсчитали или обвесили нерадивые торговцы.
«Контрольная закупка применяется тогда, когда невозможно выявить нарушение в момент расчёта. К таким нарушениям можно отнести отказ выдать сдачу или чек, обвес, взимание платы за обязательную упаковку или тару, продажу алкогольной или табачной продукции несовершеннолетним, лекарств—без рецепта, реализацию немаркированной продукции»,—рассказывает старший специалист, эксперт территориального отдела «Роспотребнадзора» по Севастополю Александр Швецов.
То есть возможности для применения закона—довольно широкие. Правда, они сильно ограничены другим, не менее суровым законом.

 

Добро пожаловать…ся

Александр Швецов рассказал «Славе Севастополя», что за прошедшие 10 месяцев в городе было проведено пять контрольных закупок, и все они позволили привлечь нарушителей к ответственности. У столь скромного количества проверок есть свое объяснение. «Мы работаем в строгом соответствии с законом № 294-ФЗ, согласно которому гражданин, чьи права были нарушены, должен составить письменную претензию. Если в течение семи дней предприниматель не дал положительного ответа на претензию, покупатель может оформить жалобу в «Роспотребнадзор», и только после получения жалобы мы выходим на контрольную закупку».
Проблема в том, что цена таких нарушений крайне мала. Иногда она составляет всего несколько рублей, во многих случаях мы просто не обращаем на это внимания. Между тем защита прав потребителей чаще всего ведется по принципу «под лежачий камень вода не течет». Если обманутый покупатель не напишет претензию, то о нарушении никто не узнает. Предприниматели очень ловко пользуются этим моментом, и если вы поймаете их на нарушении, они с улыбкой и извинениями исправят свою «ошибку».
В результате новый инструмент для защиты прав потребителей есть, но воспользоваться им очень сложно. Впрочем, в «Роспотребнадзоре» уверены, что если речь идет не об эпизодических нарушениях, а о целой системе, когда «нарушитель рано или поздно попадётся и будет наказан», то покупателей просят обращать внимание даже на небольшие нарушения, так как это воспитывает предпринимателей и учит их работать честно и обходительно.
Впрочем, кроме простых покупателей реагировать на безобразия в сфере торговли имеют право в том числе и общественные организации, которые, пользуясь законным правом, могут проверять объекты торговли и обращаться непосредственно в контролирующие организации. Однако, судя по статистике, эта сфера защиты прав потребителей пока общественников не заинтересовала.

 

Мнение улицы

Обобщить мнение людей, с которыми мы пообщались, можно, выделив три фразы: «Первый раз слышу!», «А оно мне надо?», «Смотря как обманули!»
Например, постоянный покупатель с Воронцовского рынка на проспекте Победы, Елена, рассказала: «Да через раз обвешивают, вчера вот клубнику покупала, дома перевесила и вижу: на 20 рублей обманули. Поэтому хорошо, что контрольная закупка есть. Но я никому заявление из-за 20 рублей писать не буду, мне это дороже выйдет. Тем более что сегодня этот торговец есть, а завтра его и след простыл. Где искать буду?»
«Это для пенсионеров хорошо, у них время есть заявления писать, а меня если и обсчитали в каком-то магазине на копейку, то все равно дешевле получилось, чем в супермаркете»,—вторит еще одна покупательница, Оксана.
Вот и получается, что контрольная закупка всем хороша, кроме возможности реализации. Ведь по мелочи никто претензии и жалобы писать не будет. С другой стороны, работу для «Роспотребнадзора» могут генерировать общественные организации, у которых есть шанс значительно улучшить качество обслуживания на потребительском рынке Севастополя.

 

Валерий НЕК.

Другие статьи этого номера