Без Бога не до порога

Без Бога не до порога

С 25 июня настежь распахнуты двери помещений—привычных мест голосования. Но сегодня люди идут к урнам не для того, чтобы отдать голос за своих кандидатов в органы власти различных уровней. Первое июля определено у нас как последний день общероссийского голосования по поправкам в Конституцию нашего государства. На вопросы «Славы…» согласился ответить благочинный Севастопольского округа отец Сергий Халюта.

 

—Ваше высокопреподобие, полагаю, с особым чувством многие россияне в крупные церковные праздники смотрят по телевидению сюжеты посещений Владимиром Путиным богослужений в храмах, нередко расположенных в российской глубинке. Недавно мы отметили 75-летие Победы Красной Армии над вермахтом нацистской Германии. Но в памяти осталось празднование 70-летия этого главного события ХХ века. Девятого мая 2015 года перед тем как выехать на Красную площадь, чтобы принять военный парад и начать объезд подразделений, министр обороны Российской Федерации, Герой Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу перекрестился. До него этого не делал ни один министр обороны. Уместно здесь еще привести строку из государственного гимна Российской Федерации «Хранимая Богом родная земля». Тем не менее в ходе обсуждения поправок дополнений в Конституцию страны с подчеркнутым вниманием людьми было встречено прозвучавшее впервые для кого-то неожиданное упоминание Создателя: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство…»
—При этом мы не забываем о том, что наше государство межконфессиональное, светское. Ислам, буддизм и другие мировые религии, как и православие,—и культурообразующие, и государствообразующие.

—Верховный муфтий России Талгат Таджуддин заметил: «Не русский я, но россиянин». На просторах нашей страны проживают представители 193 народов. Они общаются на 277 языках и диалектах, на ста языках ведется преподавание в учреждениях образования. Ответа не требует вопрос «Если бы не русский язык—как нам родниться?»
—У каждого человека есть почитаемая им малая родина. Для нас это Севастополь, впрочем, как и для всех православных верующих как место, где крестились равноапостольный князь Владимир и его дружина. Можем и должны также говорить о важности Киевской купели, к которой ведет главная улица, название ее прошло через века, смену социальных устройств государства—Крещатик. По ней шли далекие пращуры-славяне, чтобы в Днепре после князя принять водное крещение.

—В Херсонесе, где мы, батюшка, с вами беседуем, многими, очень многими ощущается незримое присутствие равноапостольного Андрея Первозванного, епископов Херсонесских Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Евферия, Елпидия, Агафодора, святых изгнанников—Римских Пап Климента и Мартина, славянских просветителей Кирилла и Мефодия… Отец Сергий, я наивно предполагал, что после возвращения Севастополя, Республики Крым в состав Российской Федерации и окормляющая духовно верующих полуострова Симферопольская—Крымская епархия напрямую перейдет в подчинение Московского патриархата. Но мы остались в подчинении Украинской православной церкви, слава Богу, Московского патриархата под началом митрополита Онуфрия.
—Все верно. Канонические границы поместных церквей не всегда совпадают с государственными границами. Возглавляемая Патриархом Московским и всея Руси Кириллом церковь несет свое пасторское попечение о всех русских, которые находятся на просторах не только Украины, но и Беларуси, Молдовы, бывших союзных республик, а в настоящем независимых государств Средней Азии, на всем земном шаре, в том числе в Африке, Австралии, Западной Европе. После известного печального исхода русских людей в 1920 году на Старом континенте и еще где-то образовались епархии со старыми крымскими названиями: Готская, Корсунская… Украинская православная церковь во главе с митрополитом Онуфрием—составная и неотъемлемая часть Русской православной церкви Московского патриархата. Это единая церковь. Наша церковь канонически не разрывает свои границы, как это происходит с границами между отдельными государствами. Они возникают и, увы, исчезают. Церковь же остается в своих прежних границах.

—Как это здорово, что в области духовной жизни сохраняются прочные нити, которые связывают народы. При поздней Украине благодаря случаю с «лейкой и блокнотом» я оказался во Владимире-Волынском у самой западной границы. В 5-7 километрах расположен Зимневский женский монастырь с подземельями, храмами. В главном соборе мое внимание привлекла икона с изображением Богоматери с младенцем. Вдруг, как показалось, ни с того ни с сего из глаз неудержимо потекли слезы. Насельницы сказали, что это чудотворная икона. Помолиться перед ней время от времени приезжал президент Леонид Кучма.
И это еще не все. На паперти высится бронзовый равноапостольный князь Владимир—очень похож на памятник, который мы видим на подходе к Херсонесу. При жизни князь приезжал в Зимневский монастырь. Где Севастополь, а где Владимир-Волынский… В течение шести последних лет мысленно возвращался в Зимневский монастырь: цел ли под вполне вероятным напором радикалов-националистов? На днях охватила радость: в судьбе Зимневской обители ничего не изменилось. Это стало известно из одной телепередачи.
Отец Сергий, у вас не вызывает тревогу религиозная обстановка на Украине? Там действия раскольников поощряют и представители официальных властей, и американцы. Как итог—православие разбито на четыре части. Обозначились намерения окатоличивания Украины. С недавних пор духовный центр униатов не во Львове, как раньше, а в Киеве, на левом берегу Днепра. Католическое Рождество, неслыханно, объявлено государственным праздником, нерабочим днем.
—Это беспокоит всех, не только религиозных деятелей, беспокоит любого мыслящего человека на Украине и далеко за ее пределами. Людей пытаются разобщить, людей пытаются поссорить. Скажите, пожалуйста, пойдет ли исповедующий православие человек захватывать либо костел, либо мечеть, либо синагогу, либо дацан? Конечно нет. Что происходит у соседей? Не у соседей даже, у наших братьев и сестер во Христе. Там люди, именующие себя христианами, захватывают, оскверняют храмы, избивают верующих и поднимают руку на священников. Разве это христианство, разве это христиане? Вы можете в качестве примера привести хотя бы один случай захвата прихожанами какого-либо храма Украинской православной церкви Московского патриархата чужого объекта, чужого имущества? Я не могу привести пример чего-либо похожего. Нет такого! А почему? Почему раскольники идут на разбой? Чтобы разобщить народ. Разобщенным народом проще помыкать.
—Была бы моя воля, я бы на рекламные плоскости нанес план уничтожения России, составленный основателем Центрального разведывательного управления США Алленом Даллесом. Эта вражина едва ли не на второй день после завершения Великой Отечественной писал: «Мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей… Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на Земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания». Аллен Даллес намеревался «незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию коррупции и беспринципности», внедрять «хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию… предательство, национализм и вражду народов—прежде всего вражду и ненависть к русскому народу», «внедрять ядовитые, опасные для жизни продукты», «скорейшим образом уничтожить этот народ и освободить от него территории, так нужные нам для дальнейшего процветания».
Немецкие нацисты рядом с Алленом Даллесом—паиньки. Как кровопивец намеревался добиться поставленных целей? Расшатыванием «поколения за поколением», «будем (внимание!) вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности». Поставим перед собой только один вопрос: сколько проживало людей на территории Украины в 1991 году? Верно, 52 миллиона человек. В течение последних шести лет на официальном уровне речь уже шла о 45-миллионном населении этой страны, затем о 40-миллионном, на днях было говорено о 32-миллионном населении Украины. 32-35 миллионов сегодня из 52 миллионов 30 лет назад. Без всяких голодоморов, но по заветам Аллена Даллеса. Все?
—Нет, не все. Вспомним крестный ход, проведенный по инициативе Украинской православной церкви Московского патриархата. Ему всячески чинили препятствия. Но на улицы Киева вышло более 300 тысяч верующих. Через день-два раскольникам при «попутном ветре» удалось собрать в десять раз меньше людей. Впечатляющее большинство верующих на Украине отстаивают чистоту православия, отстаивают то, что отстаивали наши предки в течение 400 лет, сопротивляясь окатоличиванию, Брестской и Флорентийской униям. Справедливо правило: пока народ объединен одной верой, он несокрушим. От этого трясло, бросало в холодный пот тогда Аллена Даллеса, в настоящее время—его наследников.

—Джефри Пайета—американского посла на Украине, а в настоящее время—посла в Греции. Помните, он приступил в Киеве к делам за несколько дней до торжеств в Херсонесе по случаю внесения античного города и его хоры в список культурного наследия ЮНЕСКО. Господин Джефри по этому поводу направил в Севастополь приветственную телеграмму. Думалось: какой молодец, вот это посол! Но представитель Вашингтона рьяно взялся за придание легитимности раскольнику Филарету и так называемому Томасу. Будучи в Греции, Пайет понуждал действовать в том же направлении верхушку Элладской поместной православной церкви. Ранее тот же Филарет описывал круги вокруг Херсонеса с целью прихватить купель русского православия в худой лагерь раскольников. Не получилось.
—Церковь—это не объединение верующих вокруг некоего здания или вокруг какого-то иерарха…

—Тем более не вокруг проворовавшегося, купленного и перекупленного предателя-политика, озабоченного своими рейтинговыми перспективами.
—Главой нашей церкви является Господь наш—Иисус Христос. Когда его привели на суд, Пилат сказал: «Неужели ты не знаешь, что я имею власть над тобой, я решаю: казнить тебя или оставить живым». Иисус Христос—Господь наш ответил прокуратору: «Царство мое не от мира сего». Наша церковь там, где пребывает наш глава—Иисус Христос. По делам мы узнаем, кто христианин, а кто не христианин. У солдат нацистской Германии на ремне было написано «С нами Бог». Это у бандитов, которые серийно убивали, жгли, травили газом женщин, стариков и детей. При этом каждый оккупант называл себя христианином—протестантским, лютеранским, католическим.
Возьмем христианина—русского солдата, спасающего немецкую девочку—дочь солдата вермахта, который наверняка в России чинил разбой. Но наш солдат со звездочкой на ремне спасает девочку в аду Берлинской военной операции. В центре Берлина установлен бронзовый памятник—русский солдат со спасенной немецкой девочкой на руках. Вот она, высота христианского служения! Достойный пример внука священника Русской православной церкви Александра Матросова. Своим телом он закрывает амбразуру немецкого дзота, чтобы тем самым спасти сотни своих товарищей, которые идут за ним. Вот что значит жить со Христом! Возможно, некоторые из спасенных воинов отдадут свою жизнь при освобождении Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, что в ответ? Масса разрушенных поляками памятников советским воинам, демонтированный памятник маршалу Ивану Коневу в спасенной им Праге… Европейские ценности, видите ли, которые к нам не пристают. И не пристанут.
—Какими хлопотами живут клир и верующие православные христиане Севастопольского благочиния?
—Вопрос, однако. Ответ на него может занять не одну многостраничную общую тетрадь. Скажу о главном. Нами созданы отделы по работе с различными группами населения. Отдел религиозного образования—один из них. Его активистов можно встретить в общеобразовательных школах, в колледжах, в вузах. В Севастопольском государственном университете организован факультет, на котором желающие могут получить высшее теологическое образование. Вы, наверное, видели часовню Александра Невского, поднятую напротив управления внутренних дел. Под ее куполом помещены плиты с именами в прошлом милиционеров, а в настоящее время полицейских, которые отдали жизнь при защите сограждан.
Храм Александра Невского построен в расположении морпехов в районе Казачьей бухты. Золотом вспыхнули купола храма в Юхариной балке, где духовно окормляются стражи севастопольского неба. Широко открыты двери гарнизонной церкви Архистратига Михаила на улице Ленина. В ряде военных городков открыты молельные комнаты. Об этом позаботился отдел по работе с Вооруженными Силами. Социальный отдел—это и приют на полтора десятка человек, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, это и приют для наркозависимых граждан. Кто как не священник готов предупредить и предотвратить фактическое преступление женщин, которые готовы пойти на прерывание беременности? Помогаем будущим мамам и словом, и делом. Отец Алексей строит на Красной горке величественный храм. Батюшка, однако, изыскивает возможность выпекать хлеб для остро нуждающихся граждан. В период пандемии коронавируса полнее проявил себя «Город доброты». Его жители-волонтеры помогали больным и престарелым в доставке продуктов и медикаментов, в уборке квартир.
—Вы сами, отец Сергий, совершили облеты города с иконой Богоматери. О чем вы думали, глядя с высоты на Севастополь?
—Не до экскурсий было, не до красот. Я молился, читал акафист Божией Матери. Молился о том, чтобы Господь своей милостью защитил город от страшной заразы. Мы часто просим: «Подай, Господи». Надо не забывать и поблагодарить его за содеянное.
—Разве упоминание Бога в Конституции—не проявление такой благодарности?
—Самое главное, чтобы слово «Бог» вошло в наши сердца, чтобы мы были едины с Богом. Тогда мир будет лучше и страна лучше.

Интервью провел А. Калько.

Мудрость народная

Уличный букинист продавал 990-страничный томище «Пословицы русского народа» Владимира Даля. Источающая запахи старой бумаги и перезревшей типографской краски книга издана в Москве Государственным издательством художественной литературы 63 года назад. (Интересно, где я был в 1957 году? Если осенью, то в выпускном классе средней школы).
Благословенная пора ранней хрущевской оттепели! Много чего позволялось. Пока. Вот и труд друга Александра Пушкина, Тараса Шевченко, сотрудника оренбургского губернатора Василия Перовского вышел без сокращений неслыханно для той поры, с разделами: «Бог—вера», «Вера—грех», «Вера исповедание», «Вера (загадки)».
И это еще не главный повод, чтобы обратиться к книге. Она подписана: Аксенфельд. Севастополец Аксенфельд—военный журналист. Его связывало общение с коллегой—будущим украинским писателем Василием Кучером. Лет тридцать назад я успел пообщаться с аксакалом пера. И вдруг—книга с его автографом. Как подарок. Именно в указанных разделах он отметил деликатно простым карандашом некоторые пословицы.

— Жить—Богу служить.
— Что Богу не угодно, то и не сильно.
— Все в мире творится не нашим умом, а божьим судом.
— Бог за худое плательщик.
— Умная голова разбирай божьи дела.
— В небо приходящим отказу не бывает.
—«Господи, помилуй!»—не тяжело говорить и не тяжело носить.
— Вера и гору с места сдвинет.

Другие статьи этого номера