Где найти «волшебную таблетку» от аутизма?

Дело отца—в руках сына

Есть в июне такой день—Международный день гордости за успехи детей с аутизмом! Разве такое может быть? Может! И у нас с вами есть возможность чуть больше узнать именно об этих успехах.
Аутизм более двух десятков лет активно обсуждается как врачами, работающими с такими пациентами, так и общественностью. Это заболевание сопровождается замкнутостью в себе, погружением в мир собственных переживаний и отрывом от действительности. При аутизме теряется интерес к реальности и общению с окружающими, утрачивается эмоциональный контакт с другими людьми. На сегодняшний день от этого заболевания лечения не нашли. А это означает, что медицина может только медикаментозно помочь пациенту скорректировать состояние. И всё! «Волшебной таблетки» от этого диагноза пока нет. Но во всех случаях, если родители и специалисты подойдут к проблеме совместно, скоординируют свои действия, возможность получить хорошие результаты в реабилитации таких детей станет более весомой.

 

Группа кратковременного пребывания СРОО «Особые дети»

Общественная деятельность тогда общественная, когда объединяет вокруг себя многих заинтересованных в социальных изменениях. В нашем случае это огромная деятельность, не побоюсь такой оценки, Севастопольской региональной общественной организации «Особые дети», которая оказывает всестороннюю помощь и поддержку семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.
Сегодня сфера деятельности организации расширяется: ведется создание ресурсного центра комплексного сопровождения лиц с ментальными и иными нарушениями развития на всех этапах жизни путем расширения деятельности центра «Подсоба особым». Центр объединяет семьи, воспитывающие детей с рождения до 3 лет 11 месяцев с ментальными, нейродвигательными, генетическими нарушениями и ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями). Помощь заключается в обучении родителей развивающему уходу, позволяющему предупредить вторичные осложнения основного заболевания, наладить активность семьи и ребенка в естественных жизненных ситуациях, к которым относятся прием пищи, жевание, глотание, сон, купание, игровая деятельность, посещение туалета; обучение и развитие коммуникации, речи, подбор и регулировка технических средств реабилитации—ходунков, вертикализаторов, колясок, адаптация среды в соответствии с потребностями ребенка в семье и обществе. Данный вид деятельности реализуется при поддержке правительства Севастополя (целевой субсидии).
Для записи можно обратиться по телефону +7-978-853-51-04 (Людмила Александровна Халикова) или отправить заявку на электронную почту: mpc.osobiedeti@mail.ru
В группу «ГКП» принимаются дети, которые по возрастным нормам разделены на две группы: первая—от 8 до 14 лет—с различными нарушениями развития, и вторая—от 14 до 18+. Т.е. взрослые дети, вышедшие по закону из-под родительской опеки, смогут посещать центр три раза в неделю с 10 до 15 часов. Во время пребывания в группе ребята будут осваивать социально-бытовые навыки, общаться и договариваться, играть сообща, заниматься творчеством, физической активностью. С ними будут работать дефектолог, социальный работник, психолог, эрготерапевт, специалист по адаптивной физической культуре, педагог творческих мастерских.
Одним из востребованных направлений стало подразделение функциональной реабилитации методом канис-терапии «Лапа помощи». Занятия с детьми проходят индивидуально или в мини-группах. Этапы работы: входящая диагностика, выбор функциональной реабилитационной цели, курс занятий, направленный на достижение этой цели, оценка полученных результатов, рекомендации по дальнейшему развитию и поддержанию полученных навыков. С семьей работают специалисты с высшим медицинским и психолого-педагогическим образованием, прошедшие профессиональную переподготовку по реабилитации методом канис-терапии на базе Первого Санкт-Петербургского медицинского университета. В работе используются собаки, выступающие как средство реабилитации, прошедшие аттестацию по ГОСТ Р 56384-2015. Это направление деятельности реализуется по адресу: ул. П. Корчагина, 34.
Помещение оснащено двумя пандусами, оно без порогов, с широкими дверными проемами, безопасное, просторное, светлое. На сегодняшний день все противоэпидемические меры в помещении строго соблюдаются.

 

Успехи детей с аутизмом—наша гордость

(Некоторые имена изменены с согласия родителей).

Алан

Так зовут подростка, который быстро вытянулся и сегодня—ростом с отца. Внешние признаки—образ будущего мужчины, а внутреннее содержание—ребенок лет пяти. Сложности с Аланом возникали всегда, как только он переступал порог центра. Например, ему надо помогать раздеться: снять курточку, шапку и сменить обувь. Все это он выполнял частично самостоятельно и только в условиях постоянных подсказок. Сегодня Алан раздевается самостоятельно и не требует постоянной помощи, только вербальные указания: снимай кепку, снимай туфли, надевай тапки. Прогресс ли это? Безусловно да.
Представьте себе, что каждый раз, одеваясь и раздеваясь, этот ребенок мало что делал сам, а в большей степени за него все это делали родные: например мама, которая за ним присматривает все 24 часа в сутки. Теперь же младший сын настоятельно просит: «Не помогай ему одеваться и собираться! В центре он это делает самостоятельно».
Задача родителя в этот момент—прислушиваться как к специалистам, которые рекомендуют закреплять вновь появившиеся навыки, так и самим проявлять разнообразную активность дома.
Например, в центре Алан активно помогает в приготовлении еды на кухне. Он сидит и одной рукой еще совсем неуверенно держит терку, а другой пытается тереть морковь. У него это еще плохо получается, но он старается. Эту же активность мы просим маму закреплять и дома—посадить ребенка рядом на кухне и вложить в руки терку и морковку: так и навык лучше развивается, и разновидность активности в домашних условиях меняется с пассивной, переходит в активные действия.
«Для чего это нужно?» возможно, спросите вы.
Отвечаем: Алан и дети с аутизмом подвержены различным стереотипным действиям. Они в соответствии со своими желаниями создают свои стереотипы, от которых очень трудно отходят. Например, любят ходить одной и той же дорогой, есть из одной и той же тарелки одну и ту же еду. Представьте, что вы—мама похожего ребенка и вынуждены каждый день готовить любимое блюдо сына—куриные котлеты. И так семь дней в неделю, каждый месяц. А ведь эти стереотипы мешают не только семье, но и обществу в целом. Ведь, соблюдая стереотипные правила, такой ребенок развивается только по своей траектории, тогда как задача специалистов и родителей—расширить спектр возможных активностей у конкретного ребенка; дать ему поле для более широкой деятельности.
Итак, на сегодня Алан хотя и с помощью, но соглашается на дежурство по кухне—он выступает там в роли помощника. Также мальчик пробовал себя в роли уборщика—пытался с подсказками пылесосить ковер. К примеру, дома он мог позволить себе смести крошки на пол со словами: «Мама уберет». Теперь каждый раз, когда он делает так дома, мама приучает его самостоятельно убирать за собой. Алан также учится мыть полы шваброй, набирать воду в ведро, переносить стулья из одной комнаты в другую, нарезать салфетки, вытирать стол. В этом году специалисты для ребят разбили маленькую клумбу, за которой они пытаются ухаживать, поливать. У Алана это еще не совсем выходит: он набирает в ковшик воды, но выливает иногда мимо грядки. Но мы надеемся, что скоро у него это будет получаться всё лучше и лучше. И с его помощью клумба красиво зацветет!
Каждый раз, когда я смотрю в глаза Алану, вижу глаза его мамы—Аиды Садыровны. Она—доброй души человек, настоящий общественный деятель. И это маленькая трагедия всей семьи. Увы, мама сейчас болеет, проходит лечение от онкологии. Мы все хотим пожелать ей скорейшего выздоровления!

Саша

Это уже почти взрослая девушка. На сегодняшний день она активно включилась в работу центра и всячески проявляет заботу о своих друзьях. Она знает, как помочь одеть и раздеть Алана и других ребят, куда поставить обувь, куда повесить одежду. Она самостоятельно может приготовить оладьи из безглютеновой муки, знает все ингредиенты и может замесить и подготовить к жарке тесто; сервирует и накрывает на стол; кормит ребят, собирает и моет посуду. После кардинального ремонта туалета в организации она с мамой оказала помощь в уборке помещения. И мы ей за это благодарны. Специалисты помогают ей и верят, что она одной из первых в нашем центре сможет реализовать свою мечту и мечту семьи—попробовать жить самостоятельно в квартире поддерживаемого проживания. Мы надеемся, что у нее это получится!

Ваня

Он пришел к нам недавно. И сразу проверяет специалистов на возможность пошалить и установить свои правила. С ним только налаживается контакт, но даже за этот короткий период результаты есть. Ваня общается с помощью карточек ПЕКС—это альтернативная система коммуникации. Он дает специалисту карточку, на которой изображено яблоко, а специалист в ответ дает ему именно яблоко.
Тут сотрудники центра пошли дальше, стали развивать новый навык: попробовать порезать яблоко ножом на доске на кусочки, сложить на тарелку. Так ребенок обучается культуре еды за столом, еды с тарелки, накалывая кусочки яблока на вилку. Также он убирает после себя—моет тарелку, доску, выбрасывает мусор.
Чтобы невербальному ребенку было интересно, стоит вводить разнообразные игры. Например, как оказалось, Ваня понимает, что с мячом можно играть, его можно толкать как руками, так и ногами, и мяч катится. Ваня пробует собирать крупные пазлы, и у него получается подбирать пазл и вставлять самостоятельно в общую картину.
На будущее в планах—совместная прогулка с группой в парк. А для этого надо научить его идти рядом, держась за руку, и не убегать вперед. Для специалистов это целая программа по приучению ребенка к совместным безопасным прогулкам, походам в магазин, посещению детских площадок и отдыху на свежем воздухе.
К нам иногда приходят и другие дети—Вася, Вика, Артур, Петя, Никита, Женя… Задача специалистов—под каждого разработать свою программу на активные виды труда в центре так, чтобы было и весело, и полезно, и значимо. То есть от каждого ребенка стоит ожидать индивидуального результата.
Проект продолжается, но уже сегодня мы празднуем День гордости за успехи детей с аутизмом. И если вам вдруг стало одиноко, скучно, хочется попробовать в жизни что-то новое—приходите к нам в гости! Мы порадуем вас простым угощением, вы прогуляетесь с нами улочками любимого города и наполнитесь новыми впечатлениями. Мы вас ждем!

 

А. ШАХОВА.

Другие статьи этого номера