«Ослепительная Клара»—«петуния» советского экрана

Как научиться говорить «нет»?

…Образ обаятельной кинодивы Клары Лучко смотрится особняком в галерее ярчайших звезд и «львиц», услаждавших экранные вкусы советского притязательного зрителя второй половины ХХ века. Актриса сумела так гениально не состариться в профессии, что, будучи 54 лет от роду, убедительно сыграла роль совсем еще молодой женщины—Клавдии, главной героини в телесериале А. Бланка «Цыган» по роману А. Калинина.
И еще одно: это ее чисто персональное, очень редкое кредо как примы элитных лент—неутомимое стремление сниматься, сниматься и еще раз сниматься—«до дней последних донца»… даже если порой выпадали так называемые проходные, «серые» роли.
Внимание: не денег для… Просто Клара Степановна начертала на своем фамильном «гербе» такой девиз: «Нужно много работать, не снижая градуса востребованности, но не капризничать, никому не завидовать и не желать зла…»
…Конечно же, слово «герб» здесь не зря взято в кавычки. Клара Лучко—любимое дитятко в исконно крестьянской семье, хотя ее родители, правда, занимали далеко не хилые посты на земле—оба председательствовали в колхозах…
А, к слову, о Кларином «кредо» есть резон добавить всего лишь одну фразу из ее интервью «Комсомолке»: «Мои роли в кино—это дети. Нелюбимых нет…»

 

Каверзная задачка Бибикова

…Цельность натуры этой удивительно гармоничной во всем женщины ярко проявилась с первых лет ее учебы в начальных классах: театр, и только театр манил Клару Лучко, если так выразиться, всепогодно. В театральном школьном кружке ей однажды и бесповоротно было отведено место ведущей «примадонны». Она надевала мамины туфли, закручивала разогретым гвоздем волосы в локоны и… мнила на сцене себя Тамарой Макаровой, не меньше…
…Экзаменационная комиссия ВГИКа, отметим справедливости ради, от громкого прочтения Кларой какой-то обязаловки, затрапезной басни, в спонтанный восторг, увы, не пришла. «Красотка—да! Но талант, увы, еще не проклюнулся»,—читалось на лицах много повидавших на своем веку мэтров сцены.
Будущей звезде отечественного кино уже было дали понять, что ее «номер не прошел», когда вдруг встрепенулся явно дремавший доселе маститый театральный педагог Борис Владимирович Бибиков. Он сказал: «А знаешь что, голубушка, а попробуй-ка нам изобразить сценку с… «тонущей подругой». Клара молниеносно скинула босоножки, поддернула юбку и с возгласом «Держись!» бесшабашно «сиганула в воду». То, что она показала, было неожиданно смело, достоверно и очень даже наглядно… Главное—не на публику…
…Учиться театральному мастерству ей выпало счастье у титулованной актрисы, которой она давно стремилась подражать,—это был класс Тамары Макаровой. Та, которая воспитала восемь поколений киноактеров, уже через полгода составила для себя четкое представление о том, какова истинная натура этой красивой, но очень далекой от комплекса Нарцисса талантливой сельской девушки.
Как-то по окончании урока Тамара Фёдоровна попросила Клару остаться и, на первый взгляд, весьма отвлеченно, как бы репликой в сторону, сказала: «Знаешь что, милая, я вижу чахлый, почти засохший бледно-сиреневый граммофончик петунии, упорно выбивающейся из растрескавшейся земли на клумбе. Он тебе никого не напоминает?»
И Клара много лет спустя так прокомментировала услышанный от наставницы троп: «Я поняла, что мой любимый педагог говорила мне о моем, пардон, остром характере…»

 

Кубанская казачка

А незаурядные бойцовские достоинства личного эго Клара Степановна демонстрировала всю жизнь, ни разу не изменив устоявшимся принципам. Она, к примеру, не дрогнула, не поддалась отчаянию, когда ее первая же роль в кинематографе, в ленте «Родина капитана», прошла незамеченной. Малодушная мысль «Уйду из кино» Кларой была задушена в зачаточном состоянии. Эта женщина всегда знала, что ее лучшие роли обязательно найдут адресата, что все, о чем мечталось, непременно сбудется…
И редкая интуиция ее не подводила. Режиссер Иван Пырьев, подбирая группу актеров для знакового фильма «Веселая ярмарка», сразу же определил для себя на роль молодой певуньи Даши Шелест именно ее, сельскую красавицу с лучистыми глазами (в унисон фамилии!—Авт.). Чтобы добиться достоверности, режиссер заставил всех артистов работать, как говорится, по-взрослому… на току. Конечно же ярче всех смотрелась героиня нашего рассказа с цепом в руках.
Именно в разгар киношной сельской страды ее и высмотрел будущий муж, кстати, потомственный дворянин, актер Сергей Лукьянов, сыгравший в этом фильме роль Гордея Воронова (отца Даши). Увидев Клару, он воскликнул: «Все, я пропал!» Как вскоре выяснилось, с ним на целые пятнадцать лет супружеской жизни «пропала» и Клара Лучко…
А судьба «Веселой ярмарки» была окончательно решена «главным режиссером» страны—Иосифом Сталиным. Фильм произвел на вождя потрясающее впечатление. И его единственная ремарка свелась к смене «фамилии» этой ленты: «Будет лучше, товарищи, если мы назовем картину «Кубанские казаки». Ближе к правде и к земле…»
…В театральном мире досужие сплетни—это вечно плодородная почва для «взаимных болей, бед и обид», если следовать метафорической сентенции из известного стихотворения В. Маяковского «Любит? Не любит?..» Шли годы, а среди киношной богемы на удивление «было тихо» относительно «амурных реплик в сторону» Клары Лучко, которая если кого-то любила, то навсегда, без вопросов, с поражающей верностью…
Ее муж, перенеся три инфаркта, стукнул час—ушел в мир иной. Клара стойко боролась до самого конца за жизнь любимого человека. Но вот что поразительно: она ни на месяц, а тем паче на год, не прерывала актерской работы, продолжая на сцене проживать извечные женские боль и горечь, печаль и надежду, прекрасные мгновения катарсиса настоящей любви…

 

«Я сама!»

Эти ее качества «стальной женщины», по выражению сценариста В. Мережко, ярко проявились в образах героинь таких прекрасных лент, как «Возвращение Василия Бортникова», «Большая семья», «Ларец Марии Медичи» и «Двенадцатая ночь».
Кстати, несколько слов об этом фильме режиссера Яна Фрида. Здесь Клара Степановна сыграла сразу две роли: брата и сестры—Себастьяна и очаровательной Виолы.
По шекспировскому замыслу, героиня должна была уметь отлично фехтовать, лихо скакать на лошади. А режиссер поставил свою цель: постараться максимально «упрятать» тот малоросский суржик, на котором общались многие артисты, занятые в «Кубанских казаках».
Все эти препоны актрису не смутили. Умение сконцентрироваться на преодолении, казалось, очень трудных, зачастую кажущихся невыполнимыми задач Клара Лучко вырабатывала в себе с ранних лет. В шестом классе она влюбилась в юношу старше себя, который, конечно же, глазастую пигалицу просто не замечал. Она же улучила момент, когда избранник, задрав голову, не совсем уверенно топтался со сверстниками в парке у парашютной вышки, и продемонстрировала на глазах у изумленных ребят прыжок с 60-метровой высоты…
…Так что когда возник вопрос о дублерах, Клара решительно «встала в позу»: «Я все это сыграю сама!» Вечером она упражнялась со шпагой, училась азам вольтижировки. Уже через неделю от дубля к дублю на съемочной площадке все четче и четче вырисовывались сыгранные Кларой достоверные образы брата и сестры, вовлеченных волею рока в орбиту блистательно сотканных шекспировских недоразумений…

 

«Женщина тысячелетия»

…Последняя треть ХХ века—это период поистине самых запоминающихся, блистательно сыгранных ролей Клары Лучко в фильмах «Опекун», «Карнавал» и, конечно же, в мелодраме «Цыган» (1979 год), по «прочтении» которой миллионами советских кинозрителей правительству нашей страны был подан как бы виртуальный знак о том, что Клара Лучко—безусловно, народная артистка СССР. Это звание ей было присвоено в 1985 году…
…Всего же ею за всю творческую карьеру было сыграно в кино около 60 ролей. Они, конечно, не были однозначно шедевральными, но о главных, коронных победах выше уже шла речь…
Сегодня, отмечая 95-летие со дня рождения Клары Лучко, есть смысл все-таки обозначить вехи ее поистине всемирного признания, учитывая, что западные кинокритики традиционно на протяжении, почитай, всей биографии нашей державы дистанционно в мирное время держали позицию «вооруженного нейтралитета» и на культурно-просветительном фронте.
Но глянем на факты. Клару Лучко последовательно с отрывом в 5-8 лет удостаивают почетных престижных наград: «Человек года» (СССР), «Женщина мира» (США), «Женщина Индии», наконец, «Женщина тысячелетия» (Кембридж).
У кого из российских актрис суммарно найдется подобный «арсенал признания»? Ответ—отрицательный…

 

Три ее ипостаси

Как мы уже упоминали, Клара Лучко, обладая, как и все ее героини, «острым характером», не мыслила своей жизни вне съемочной площадки до самой своей кончины, невзирая на «капризы» здоровья. И, пожалуй, последней в ее жизни полноценной, знаковой работой оказалась роль в ленте «Солнечный удар» (2002 год) режиссера Рудольфа Фрунтова.
Визуализация фильма, начиная с лета 2001 года, велась в Севастополе. Что интересно, нашей героине, пожалуй, впервые за всю ее жизнь была предложена роль «воплощения зла»—иностранной шпионки Клары Миллер в боевике, где она должна была взорвать корабль с новым советским супероружием во время морского парада…
В распоряжение съемочной группы командование ЧФ выделило два ракетных крейсера и малый ракетный корабль на воздушной подушке «Бора». На его палубе и отрабатывались главные эпизоды…
Клара Степановна стоически перенесла налетевший по сценарию ураган (палубу корабля в настоящий четырехбалльный шторм нещадно качало), а также возникшие большие неудобства в связи с тем, что в ноябре артистам пришлось с посиневшими губами, в плавках и купальниках изображать летние сценки в солнечном курортном городе…
…Недавно ушедший из жизни, по сути, основатель Севастопольского телевидения журналист Борис Эскин как-то рассказывал автору этих строк, что ему довелось лично встретиться с актрисой Кларой Лучко во время съемок фильма «Солнечный удар». И, кстати, речь зашла о том, насколько актерам можно эпатажно демонстрировать «нюшные» эпизоды в российском кинематографе.
Свое мнение на сей счет Клара Степановна озвучила после того, когда Борис Эскин спросил ее, почему она отказалась играть пресловутую роль Анны Сергеевны в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука». Ее ответ звучал приблизительно так: «Нет большой заслуги и особого мастерства в том, чтобы снять «про это». Куда сложнее, если уж так заблагорассудилось режиссеру, найти иные средства истинного искусства»…
Кстати, примерно в этом же ключе она высказалась однажды в интервью корреспонденту газеты «Советская культура»…
…Клара Лучко в составе съемочной группы Р. Фрунтова находилась в нашем городе в общей сложности две недели. Она с актрисой Юлией Бордовских посетила Херсонес и Панораму, на прочие наши достопримечательности ей, увы, просто не хватило времени…
…Двенадцать лет назад в Краснодаре на улице Постовой в честь нее был установлен памятник с надписью «Почетной казачке», первый, кстати, посвященный женщине из этого «гордого племени». Молодожены традиционно сюда возлагают цветы. Есть поверье, что обаяние и красота скульптурного изображения нашей замечательной актрисы, молодо и задорно, чуть вздернув подбородок, глядящей за горизонт, как будто бы помогает невесте долго не стареть, а новоявленной чете в браке уготовано прожить счастливо, без «землетрясений», так же, как и Клара Лучко.
И дело вовсе не в молочных ваннах, не в очаровательных 70 дамских шляпках из Клариной коллекции, по свидетельству ее любимой дочери Оксаны, а в том сплаве духовного стержня, который красен природным уникальным талантом и теми особенностями казачьего характера, основа которого—в трех ипостасях: отважное сердце, усердие в труде, благочестие в быту…
Это о ней, о Кларе Лучко…

 

Леонид СОМОВ.

Леонид Сомов

Заместитель редактора ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера