К тайнам «Императрицы Марии»

Служу России,  служу Севастополю

Известный телеведущий и ученые СевГУ осмотрели место гибели линкора недалеко от бухты Голландия.

 

В Центре морских исследований и технологий СевГУ прошли съемки популярной телепрограммы «Не факт» телеканала «Звезда», посвященной анализу причин гибели линкора «Императрица Мария» в 1916 году. Съемочную группу телеканала возглавил ведущий Арарат Кещан. В съемках у бухты Голландия было задействовано оборудование Севастопольского госуниверситета: гидролокационные комплекс, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат, а также катер МИПа СевГУ.
«С помощью гидролокатора бокового обзора мы провели осмотр предполагаемого места гибели линкора «Императрица Мария», затем к подводным съемкам приступил телеуправляемый необитаемый подводный аппарат. На дне был осмотрен железный объект, который, возможно, относится к событиям, связанным с гибелью линкора»,—рассказал ведущий научный сотрудник СевГУ Виктор Лебединский.
До сих пор причина гибели линкора неизвестна. По одной из версий, это самовозгорание пороха, по другой—халатное обращение экипажа с огнем, рассматривалась и версия организации диверсии германской разведкой.
Ученые СевГУ также продолжают обследовать место гибели линкора «Новороссийск».
Напомним: в 1911 году на кораблестроительном заводе в Николаеве была заложена серия российских линкоров, которые должны были противостоять новейшим турецким военным кораблям в Черном море. Планировалось построить четыре корабля, из которых успели завершить три: «Императрица Мария», «Императрица Екатерина Великая» и «Император Александр III». Головным кораблем серии стал линкор «Императрица Мария», заложенный вместе с двумя другими кораблями 17 октября 1911 года. «Императрица Мария» была спущена на воду 19 октября 1913 года. Достройка корабля завершилась уже в разгар Первой мировой войны, в начале 1915 года, и 30 июня линкор прибыл в Севастополь.
В то время на Черном море господствовал германо-турецкий флот. Современные мощные военные корабли «Гебен» и «Бреслау» действовали как рейдеры: поодиночке и в составе эскадр наносили существенный урон, обстреливая российские населенные пункты, бомбардировали и Одессу, и Севастополь. Противостоять им могла только российская эскадра почти в полном составе.
Новые российские корабли полностью изменили расстановку сил на черноморском театре военных действий. В течение года они провели ряд успешных операций и загнали «Гебен» и «Бреслау» в Босфор. Трагедия разыгралась 20 октября 1916 года в 6 часов 20 минут: под носовой башней «Императрицы Марии», стоявшей в бухте Севастополя, прогремел мощный взрыв. В течение последующих 48 минут произошло еще около полутора десятков взрывов различной мощности, в результате которых линкор начал тонуть и перевернулся. К месту катастрофы прибыл лично Колчак. Он руководил спасением моряков.
Дело о гибели линкора «Императрица Мария» расследовали сразу после катастрофы, но окончательного ответа о ее причинах не нашли. Спустя много лет, в начале 30-х годов прошлого века, советскими спецслужбами в Николаеве была раскрыта резидентура немецкой разведки во главе с Виктором Верманом.
Группу подозревали в подготовке диверсий на судоверфях с целью срыва советской судостроительной программы.
В ходе следствия Верман сообщил, что работал на немцев с 1908 года, а во время Первой мировой войны собирал сведения о новейших русских линкорах, в частности об «Императрице Марии».
Через 39 лет и 9 дней после гибели «Императрицы Марии», 29 октября 1955 года, в Севастопольской бухте в результате взрыва погиб линкор «Новороссийск». Причины гибели «Новороссийска», как и в случае с «Императрицей Марией», по сей день достоверно не установлены.

Другие статьи этого номера