Севастополь—крепость юга России

Севастополь—крепость юга России

На проспекте Нахимова, 13, есть музей, где не разделяют историю города и флота,—Музей военно-строительного комплекса ЧФ РФ. Его экспозиция объединяет около 15 тысяч документов, фотографий, личных вещей и предметов. Можно утверждать, что на сегодня это единственная экспозиция такого рода. Огромный вклад в создание музея внесли начальник строительного управления ЧФ генерал-майор С.А. Полоцкий и Л.Н. Подобашева.
По словам директора музея П.С. Бондаренко, в 90-е годы музей находился на улице Коммунистической, а в начале 2000-х переехал на проспект Нахимова. Работал до 2011-го, затем его закрыли в связи с сокращением всего военно-строительного комплекса Черноморского флота. В прошлом году по инициативе ветеранов флота музею удалось подарить новую жизнь. Они же привели в порядок помещение и обновили фонд. При подготовке газетной публикации большую лепту внесла хранитель музейных экспозиций Наталья Владимировна Будник. По ее словам, многое в деятельности учреждения и сегодня держится на большом энтузиазме людей, всецело преданных флоту. Это касается не только серьезной научной работы, но и поддержания материального фонда. Так, например, ветеран строительного управления ЧФ М.Я. Литвинко многие стенды для экспозиций восстанавливает или создает заново своими руками…

 

Искусство обороняться

Уж что-что, а оборону наши моряки умеют держать в любых, даже самых непредвиденных условиях. Примечательно, что до карантина в музее уже проводились экскурсии, хотя статус его окончательно так и не ясен. Для осмотра посетителям доступны шесть залов. Каждый посвящен определенному историческому периоду: античность, эпоха присоединения Крыма к Российской империи, основание Севастополя и Черноморского флота, первая героическая оборона, вторая—в годы Великой Отечественной войны, современность.
Погружение в прошлое начинается с ознакомления с мировой фортификационной историей. Первые сооружения появились в Древнем Египте четыре с половиной тысячи лет назад. Египтяне умело строили дороги для своей армии, поддерживали их в порядке. В древнем государстве Урарту высота стен крепости из каменных глыб достигала уже 20 метров. Ассирийское военное искусство пошло еще дальше: там придумали тараны и антитараны, образцы штурмовых лестниц. Фортификационные сооружения древних римлян достигли новых высот. В Крыму до наших дней сохранились фрагменты так называемых римских дорог—яркий пример инженерного искусства.
Гордость древней русской фортификации—Ладожская крепость, форпост в борьбе со шведами. Упоминание об этом сооружении встречается в летописи многих русских городов. В 862 году сначала возникла деревянная крепость, а спустя 150 лет как изобрели огненное оружие возникла необходимость в каменной. Это был центр, сердце Руси. Существует предание, что в начале IX века в Ладогу пришел Рюрик, выходец из норманов (основатель династии Рюриковичей, правивших Россией 736 лет). Его преемник, вещий Олег, перенес столицу в Киев.
Детинец в Великом Новгороде строился при Иване III. У крепости настолько широкая оборонительная стена, что по ней можно проехать на конной тройке. Внутри—Софиевский собор, который сегодня является выдающимся памятником древнего зодчества. Смоленская крепость возводилась в течение шести лет, на ее строительстве трудились до 300000 работников.

 

Инженеры «зело потребны»

Первых военных инженеров на Руси называли розмыслами, то есть теми, кто умеет приносить пользу своим «розумением», умом. Их изобретения, говорил царь Петр Первый, «зело потребны». После неудачной трехмесячной осады Азова великий государь понял, что необходим флот. Боярская Дума утвердила: «Морским судам быть!» Так начали появляться строительные верфи, а вокруг них расти города. Первым был заложен Херсон, далее—Николаев, Одесса.
Но эти населенные пункты не могли ни географически, ни климатически стать главной базой Черноморского флота. Летом уровень воды в Днепре падал, затруднялся выход в море. И только в 1783 году вышел рескрипт Екатерины Великой о присоединении Крыма к России, после чего Россия получила возможность базировать свои корабли в Черном море. От севастопольских бухт пришел в восторг генералиссимус Суворов. Он одним из первых ступил на крымскую землю. Из тридцати бухт все тридцать судоходны, пригодны для круглогодичной стоянки кораблей!
Екатерина повелела поставить крепость Севастополь там, где было небольшое татарское поселение Ак-Яр, Ахтиар. Севастополь в переводе с греческого—высокочтимый, священный.
13 мая в пустынную бухту вошли 11 кораблей Азовской флотилии и 17 кораблей Днепровской. Это было начало истории Черноморского флота. На пустынных берегах бухты неподалеку от херсонесских стен заложили первые четыре каменные здания: божий храм (как и каждый русский город, Севастополь начинался со строительства божьего храма), домик первого главного командира Севастопольского порта контр-адмирала Фомы Мекензи, причал и кузню.

Лазаревская эпоха

Изначально Севастополь развивался как главная военно-морская база. Начиная с 1835 года были построены Александровская, Николаевская, Константиновская, Михайловская, Павловская, Святославская, Апостольская, Парижская батареи. Город стал морской крепостью. Бухты перекрестным огнем защищало в общей сложности 491 орудие. А к 1840 году Севастополь оформился практически уже как город: просматривались улицы, по которым курсировали конки. На Корабельной стороне были возведены каменные казармы флотских экипажей.
Четырнадцать лет руководил Севастополем адмирал Михаил Лазарев. Это были самые продуктивные годы. Командующий флотом строил не только военные объекты, но и гражданское жилье, разбивал парки и скверы, стремился обустроить городской быт, по его решению высадили три тысячи деревьев. Чтобы разместить Адмиралтейство, на ровной площадке срыли часть холма (три миллиона кубометров скального грунта), вручную перенесли в оконечность бухты, где засыпали малярийное болото. Здесь в наши дни расположен железнодорожный вокзал.

 

«Без Тотлебена мы бы вовсе пропали»

Фортификацию офицеры инженерных войск иначе как искусством не называют. Однако мастерски владели и владеют этим искусством не многие, к их числу, безусловно, принадлежал граф, кавалер ордена Андрея Первозванного, член Государственного Совета Российской империи, почетный академик Российской академии наук, генерал-адъютант Эдуард Иванович Тотлебен.
«Без Тотлебена мы бы вовсе пропали»,—так характеризовал фортификационную деятельность молодого инженера один из руководителей обороны Севастополя в Крымскую войну 1854-1855 годов, легендарный адмирал П.С. Нахимов. В 1854 году инженер-подполковник Тотлебен был назначен начальником всех оборонительных работ. Ему предстояла нелегкая задача: создать из открытой сухопутной позиции Севастополя крепость. За два с половиной месяца там, где незадолго до этого неприятельские рекогносцировки обнаруживали лишь слабые укрепления с большими, ничем не защищенными промежутками, выросла глубокоэшелонированная оборона, которая впервые была применена в истории мирового военного искусства. Союзники вынуждены были отказаться от намерения взять Севастополь открытой атакой и 28 сентября начали свои осадные работы. 349 дней Севастополь стоял против пол-Европы, опираясь на линии обороны, созданной гением Тотлебена.
Вскоре после окончания Крымской войны, собрав группу наиболее образованных военных инженеров и артиллерийских офицеров—участников обороны Севастополя 1854-1855 гг., Эдуард Иванович поручил им составление истории этой обороны. Трехтомный труд под названием «Описание обороны г. Севастополя, составлено под руководством генерал-адъютанта Тотлебена» был издан в Санкт-Петербурге в 1863-1872 гг. Впоследствии он был переведен на многие европейские языки. До сих пор названная работа является одним из лучших источников истории обороны Севастополя 1854-1855 гг. Экземпляр уникального издания хранится в музее.

 

Труд титанов

…Севастополь часто сравнивают с мифологическим Фениксом, птицей, возрождающейся после, казалось бы, неминуемой гибели. Крымская (1853-1856 гг.) война, длительная осада 1854-1855 гг. разрушили город. И только через 20 лет началось его активное восстановление.
Гражданская война нового столетия обескровила Крым, принесла новые разрушения, но практически сразу по ее окончании снова строятся новые причалы, дороги, аэродромы, жилые дома, учебные заведения, больницы.
Всего за несколько десятилетий к началу Великой Отечественной войны Севастополь обрел силу, флот встал на ноги. Были построены новые мощные фортификации—30-я, 35-я береговые батареи.
Военные строители одними из первых приступили к расчистке завалов, восстановлению города после освобождения в мае 1944-го. Заново отстраивались военные объекты.

 

Лунодром и «Нитка»—от морских просторов в космос

География работы СУ ЧФ всюду, где базировался флот,—от Измаила до Поти. В советское время построены уникальные объекты, например, узлы связи, позволяющие поддерживать связь с кораблями в любой точке Мирового океана.
Очень много работ было выполнено по строительству аэродромов, развитию судоремонта, введению в строй маяков. Крымская морская база обладала стоянкой для кораблей на воздушной подушке, могла принимать первые в мире гидрореактивные самолеты.
Экспозиции музея рассказывают, как создавался тренажер для десантников, первый, а затем и второй океанариумы, учебный корпус Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища…
Развивалось строительство государственных спецобъектов. Управление космическими полетами велось в Евпаторийском центре дальней космической связи. Здесь появилась одна из первых приемных антенн, обеспечивающая связь со спутником, а впоследствии—и первый полет человека в космос. Н.В. Будник вспоминала, что когда монтировали уникальную антенну, нужны были мощные опоры. Где их взять? Выручил предназначенный на списание крейсер «Севастополь». С корабля сняли устройства под башенными орудиями и на них установили антенну.
Перед отправкой лунохода на Луну было принято решение о строительстве искусственного лунодрома в космическом городке Крыма. Военные строители создали участок, имитирующий поверхность Луны. Они первыми увидели и сам луноход. Когда пришли оригинальные снимки пейзажа далекой планеты, обнаружилось поразительное сходство.
…В украинскую бытность многое пришло в негодность, многое едва удалось сохранить. Российская Федерация выплачивала многомиллионные компенсации за возможность продолжать пользоваться инфраструктурой, созданной, к слову, еще в бытность СССР. Печальная участь едва не постигла не имевший аналогов в мире наземный тренажер для корабельной авиации «НИТКА»—точную копию палубы авианосца. Для учений пилотов был построен специальный бассейн, обеспечивающий деятельность «НИТКИ» для охлаждения агрегатов, имитировавших неустойчивую поверхность палубы в разных погодных условиях. Много миллионов долларов в год платила Россия Украине, чтобы российские летчики могли тренироваться на «НИТКЕ».

Военная помощь в мирных целях

В 70-80 годы прошлого столетия Черноморский флот построил тысячи самых разных объектов по всему Советскому Союзу. На ЮБК возведены десятки домов отдыха, санатории, детские оздоровительные комплексы. На благо людей трудились моряки-черноморцы, военные строители.
В трудные времена лихих
90-х Москва не отказывала флоту в помощи. В Севастополе были построены жилые дома, детские сады, школа, произведен ремонт ДОФа и Матросского клуба, на базе бывших Лазаревских казарм открылся филиал Московского государственного университета им.
М.В. Ломоносова, Деловой и культурный центр на площади Нахимова, получивший название «Дом Москвы», и другие сооружения.
Отдельный стенд в музее посвящен плодотворному сотрудничеству Черноморского флота с мэром Москвы Ю.М. Лужковым.
…Один из посетителей музея, известный российский журналист Дмитрий Киселев, оставил отзыв в книге почетных гостей: «Когда узнаешь историю военных строителей, понимаешь, что военные строители—это не просто кирка и лопата, это великая сила для великих свершений».
Хочется верить, что однажды осуществится давнишнее желание ветеранов флота—поставить памятный знак, посвященный военным строителям, по эскизу известного севастопольского архитектора Адольфа Шеффера. Это будет достойным признанием заслуг людей, внесших вклад в развитие и укрепление города и флота: рабочих, служащих, рядовых и офицеров. Сейчас важно, чтобы любая информация об их беспримерном трудовом подвиге, собираемая по крупицам в течение многих лет, не пропала…

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

 

 

 

Другие статьи этого номера