Самый строгий экзамен, или Почему в Севастополе так сложно сдать на права?

На суше и на море

Жесткий, самый низкий процент

Что проще: выиграть в лотерею или сдать на водительские права в Севастополе с первого раза? Шутки шутками, но средние шансы получить водительские удостоверение с первого раза—один к десяти. В «Спортлото» же выигрывает каждый седьмой билет.
В Севастополе самый низкий процент успешной сдачи экзамена на права с первого раза по всей России. Причем ниже средних показателей в несколько раз. Традиция спрашивать со студентов автошкол по гамбургскому, честному, счету зародилась в Севастополе в 2015 году, когда выяснилось, что экзаменационные требования к претендентам на водительские удостоверения в России заметно жестче, чем на Украине.
Сначала резко сократившееся количество успешных тестов объясняли тем, что инструкторы не подготовлены к новым условиям. Но за пять лет ситуация вообще никак не поменялась. Причем в Республике Крым результаты экзаменов вдвое лучше, чем в Севастополе, хотя и считаются одними из самых низких в России. Но неужели можно предположить, что в Ялте или Феодосии инструкторы вдвое грамотнее, чем у нас? Вряд ли… Так в чем же причина?

 

В четыре раза строже

Итак, в I полугодии 2020 года обучение в Севастополе вели 19 автошкол. В рейтинге ГИБДД худший результат—всего 2,9% учеников, сдавших вождение в условиях города с первой попытки. Лучшая автошкола с первого раза довела до финала только 18,9% будущих водителей. И это при том, что в России в среднем около 40% выпускников автошкол получают права с первого захода. А показатели самых успешных автошкол на «большой земле»—это недосягаемые для сегодняшнего Севастополя 70-75%.
К чему приводит столь жесткий отбор? Во-первых, к потере времени и лишним стрессам у будущих водителей, которые приходят на повторный экзамен по 5-6 раз. Во-вторых, к очередям на пересдачу и к уменьшению частоты попыток повторной сдачи. Иногда вместо двух недель ожидание затягивается на пару месяцев. А ведь если вождение не будет успешно пересдано в течение полугода, независимо от обстоятельств, все три экзамена нужно сдавать заново.
Так, еще не став водителем, многие выпускники автошкол попадают в свою первую многомесячную пробку бесконечной пересдачи экзаменов. Представители автошкол говорят, что в итоге, конечно, сдают все, но какой ценой…

 

Вежливые, но очень суровые

По мнению представителей автошкол, все дело в принципиальной строгости ГИБДД. Экзаменаторы не прощают ошибок и учитывают каждую мелочь.
«Конечно, инспекторы никого не заваливают, они очень вежливы и корректны с нашими учениками. Но не пропускают ни одной, даже самой незначительной, неточности и судят максимально строго»,—рассказывает директор Севастопольской автошколы Александр Маслаков.
Также прокомментировал ситуацию и председатель региональной общественной организации «Севастопольский союз автомобилистов» Александр Бельский: «Очень строго оценивают наших учеников сотрудники ГИБДД, не делая никакой поблажки. Но совершенно несправедливо говорить о том, что в севастопольских автошколах учат хуже, чем на «материке». Уровень обучения очень достойный».
В социальных сетях гуляют рассказы о том, как водители категории С не могли сдать вождение на легковом автомобиле с первого раза. Однако есть и такие сообщения, в которых выражается благодарность автоинспекторам за беспрецедентную строгость: «Я сдал вождение с четвертого раза, но получил бесценный опыт и стал чувствовать себя за рулем гораздо увереннее».
Но дело не только в строгости. В отличие от большинства российских регионов в Севастополе увеличен экзаменационный маршрут с 15 до 20 минут. Чаще всего экзамен проходит не на том автомобиле, на котором проводилось обучение. При этом движение на севастопольских дорогах сложное, со множеством поворотов, асимметричных перекрестков, подъемов и спусков. По мере сдачи экзамена нервозность будущих водителей нарастает, и именно добавленные пять минут становятся роковыми для большинства из них.
В то же время для сотрудников ГИБДД проявлять снисходительность сейчас—это создавать проблемы в будущем. Аварийность в городе очень высокая, и таким образом служба пытается выпускать на дороги более ответственных автовладельцев.

 

В тени дотошного инспектора…

Формально ответственность за результаты экзаменов лежит на автошколах. При этом в конечном счете всё упирается в инструктора, который должен не только научить пешехода управлять автомобилем, но и сделать его уверенным участником дорожного движения. Для этого простого наката часов недостаточно. Важно научиться ориентироваться в городе во всех условиях, понять логику движения, видеть дорогу на три шага вперед.
В адрес автошкол чаще всего критика звучит за формальный подход к обучению. Нередко вождение проходит по единственному маршруту, отклоняться от которого инструктору строго запрещено. В результате ученики часто жалуются на недостаточный опыт и непонимание требований инспектора на экзамене. Нередко, оказавшись в «боевых» условиях, экзаменуемые понимают, что их, оказывается, не научили тому, что требует экзаменатор на дороге.
—Инструктор учил нас выполнять маневры, ориентируясь по каким-то маячкам, по какой-то ветке над дорогой, по каким-то пятнам на трассе… Разумеется, на экзаменах никаких подсказок не было, и я набрала пять штрафных баллов за полторы минуты,—рассказала Ирина, выпускница одной из севастопольских автошкол.—После проваленного экзамена я еще две недели оплачивала другому инструктору, который меня смог подготовить к пересдаче.
Формальное отношение к делу приводит к тому, что выпускники автошкол начинают сомневаться в себе даже в простой ситуации, в результате чего экзамен порой заканчивается, так и не начавшись.
Ситуация со сдачей экзаменов на водительское удостоверение в Севастополе парадоксальная. С одной стороны, она явно ненормальная вне зависимости от того, кто виноват. С другой—к такому положению дел все уже начинают привыкать. ГИБДД демонстрирует серьезное и ответственное отношение к своей работе, автошколы прикрываются строгостью инспекторов, снимая с себя ответственность.
Но уже сейчас некоторые севастопольские учебные центры формируют группы для сдачи экзаменов в городах Крыма, говоря, что вероятность получить права с первого раза в той же Ялте заметно выше, чем в Севастополе.

 

Валерий НЕК.

Другие статьи этого номера