Усовершенствован порядок представления жалоб в электронном виде

Администрирование страховых взносов в вопросах и ответах

В ФНС РФ усовершенствован порядок направления лицом, права которого нарушаются, жалобы и получения решений по ней по телекоммуникационным каналам связи.

 

Обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров регламентируется статьей 138 НК РФ. Обжаловать можно как действия или бездействие должностных лиц, так и акты налоговых органов ненормативного характера. Жалоба (апелляционная жалоба) может быть представлена четырьмя способами: лично, по почте, в электронной форме через оператора ЭДО, через «Личный кабинет» налогоплательщика. Направление жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме по ТКС позволяет упростить и оптимизировать взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.
Приказом ФНС от 20 декабря 2019 г. «Об утверждении формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядка ее заполнения, а также форматов и порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решения (извещения) по ней в электронной форме» утверждены форма жалобы (апелляционной жалобы) (КНД 1110121), форматы представления жалобы и решения (извещения) по жалобе, а также порядок представления жалобы и направления решения по ней.
Документ состоит из двух страниц, в нем указывают: наименование вышестоящего ведомства по отношению к ИФНС, на которую пишется жалоба; сведения об организации или ИП, чьи права были нарушены (ИНН/КПП, полное наименование/Ф.И.О., адрес); предмет обжалования (указывается один из приведенных в бланке кодов); реквизиты обжалуемого документа (номер и дата обжалуемого документа ИФНС); наименование и код подразделения ИФНС, сотрудники которого нарушили права заявителя; основания, по которым заявитель считает, что нарушены его права (доводы налогоплательщика и обстоятельства, на которых они основаны); требования к налоговому органу (нужно указать, какое решение, по мнению заявителя, должен принять вышестоящий орган); способ получения решения по жалобе (по почте на бумаге, в электронном виде через «Личный кабинет», по ТКС); код жалобы (простая или апелляционная); реквизиты доверенности (если жалоба в ФНС подается уполномоченным представителем); Ф.И.О. руководителя организации; дату оформления и подпись подателя жалобы.
Жалоба в обязательном порядке должна быть подписана усиленной квалифицированной подписью налогоплательщика. Поля, отведенные под основания и требования налогоплательщика, вмещают до 2000 знаков, поэтому если объем информации больше, в данных полях ее излагают кратко, а полный текст обстоятельств и требований можно оформить в виде приложения к жалобе, отсканировав текст и приложив отдельным файлом.
Апелляционная жалоба считается принятой, если налогоплательщику в течение одного рабочего дня поступила квитанция о приеме. Если пришел отказ в приеме электронного документа, процедуру отправки нужно повторить после устранения ошибок, указанных в уведомлении. В течение трех рабочих дней жалоба передается инспекцией в вышестоящий налоговый орган.
Подача жалобы (апелляционной жалобы) именно в электронном виде имеет ряд преимуществ:
—электронное взаимодействие с налоговым органом позволяет взаимодействовать с налоговой службой в оперативном режиме, а это ведет к экономии трудовых и материальных ресурсов;
—при направлении жалоб в электронном виде они автоматически отражаются в подсистеме «Досудебное урегулирование споров», что позволяет осуществлять оперативный контроль за всеми этапами их рассмотрения;
—обеспечивает сокращение затрат времени на обработку документов и их направление в налоговый орган;
—электронный формат документа позволяет в программном обеспечении заполнить все необходимые и предусмотренные статьей 139.2 Налогового кодекса РФ поля (реквизиты) с возможностью установки дополнительного опционального форматно-логического контроля;
—позволяет в оперативном порядке направить заявителю документы по ТКС от вышестоящих налоговых органов, которые образуются в ходе рассмотрения его жалобы;
—заявитель может получить сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решения по ней, извещение о времени и месте рассмотрения жалобы, информацию о приостановлении или отказе в приостановлении исполнения решения.
На официальном сайте ФНС России функционируют электронные сервисы: «Узнать о жалобе»—предоставляет возможность получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращения; «Решения по жалобам»—создан в целях предоставления информации о результатах рассмотрения жалобы.

Другие статьи этого номера