…Чтоб не утратить исторический облик

Творчество дедушки Феди

Вот уже который год Художественный музей имени М.П. Крошицкого находится за занавесями затянувшейся реставрации. Согласно плану, обновление, начавшееся в августе 2018-го, должно было закончиться спустя год. Однако даже многомиллионный бюджет не помог закончить работу вовремя и вернуть культурное наследие музея в его родные залы. Поиском причин долгое время занималась прокуратора. Затишье сменяли расторжение контрактов, заключение новых, а затем—снова тишина.

 

Количество недовольных растёт, а качество работы падает. Многие жители города обращают внимание на то, что горельефы на фасаде музея потолстели, расплылись и сильно уступают в изяществе оригиналу. Люди переживают, что в потоке масштабного ремонта город может на некоторых объектах потерять свой исторический облик и утратить архитектурные памятники.
Чиновники поспешили ответить, что работы на здании Художественного музея еще не завершены и критиковать реставраторов рано. Правда, в социальных сетях вызывают опасение снимки этих маскаронов (маскарон—вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас) на фасаде более чем 120-летнего здания Художественного музея имени М.П. Крошицкого, которое реставрируют впервые за 60 лет.
Скандал привлек внимание к проблеме качества реставрации памятников архитектуры. Город уже много лет добивается создания региональных реставрационных мастерских, где работали бы севастопольские специалисты, прекрасно знающие историю города и с особым трепетом относящиеся к его культурному наследию. Однако пока крупные работы выполняют подрядчики, мало знакомые с культурным наследием Севастополя.
Петербургская организация ООО «Гуар» являлась субъектом в 170 государственных контрактах на сумму 2 824 122 273 руб. Эта же компания после «антракта» перезаключила договор на реставрацию нашего музея. «Гуар» не первый год занимается государственными заказами, и все же судебных дел в роли ответчика у горе-строителей накопилось уже 15. И это только незакрытые дела. Сумма исковых требований к организации 52 267 535 руб.
Директор департамента капитального строительства Севастополя Илларион Гапицонов заверил: если подрядчик где-то напортачит, ему не заплатят и заставят все переделывать. Конечный результат, по приблизительным расчетам, севастопольцы смогут оценить к концу нынешнего года. Станут ли эти даты конечными или придётся ждать новых, неизвестно.
Ситуацию прокомментировал и врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев на своей страничке в Instagram. «Работы еще не окончены, и горельефы, говоря простым языком, еще не высечены до конца. «Севнаследие» следит за ходом работ и контролирует их соответствие проектным решениям и ведение авторского надзора. А так, конечно, можно пройти на любой объект в середине работ и начать критиковать»,—ответил Развожаев одному из подписчиков.
Разговоры о том, что работа не окончена, а маска знакового горельефа окончательно «не вырублена», не прибавляют оптимизма. Так можно и утратить скульптурный декор. Недоумение вызывают и такие обещания чиновников: «Если что, заставим все переделать».
«Реставрация—это не строительство,—говорит член общественного совета при департаменте капстроительства Севастополя, архитектор и реставратор Анатолий Пряшников.—При строительстве можно переделать, в крайнем случае даже снести и построить заново. А при реставрации нельзя, так как будет утрачен предмет охраны. И все, что сделают вместо утраченного, будет новоделом. Ни в коем случае нельзя давать подрядчику выполнить работу, а потом сказать «переделывайте».
По его словам, главная проблема в том, что подрядчики привлекают к работе обычных строителей и штукатуров, а не реставраторов с лицензией.
Оптимизма касательно «бесконечной» реставрации не испытывает и персонал музея. Лишь малой толике богатой коллекции музея приходится ютиться на втором этаже кинотеатра «Москва», тогда как остальная часть хранится в резервном фонде. Туда же поступают и новые экспонаты. И все же, несмотря на реставрационные перипетии, музей и его персонал выжимают максимум из имеющихся средств. Те экспонаты, что доступны публике, получают должный уход и в любой момент готовы вернуться в родной дом.

 

А. ДАРИЙ, студент 3-го курса отделения журналистики МГУ в Севастополе.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера