Бонус за сознательность, или Как снизить стоимость ОСАГО

Севастопольская промышленность начинает новую жизнь

24 августа вступил в силу закон об ОСАГО, благодаря которому страховщики смогут назначать индивидуальные тарифы водителям. При определении стоимости будут учитываться дополнительные факторы, включая поведение страхователя на дороге. Редакция проекта «ОСАГО: общественная экспертиза» расскажет читателям нашей газеты, каких правил должен придерживаться водитель, чтобы ОСАГО для него стало выгоднее.

 

Благодаря поправкам к закону об ОСАГО страховые компании смогут применять тарифные факторы в пределах верхней и нижней планок стоимости ОСАГО. Важнейшим фактором будет поведение водителя на дороге, а именно соблюдение ПДД и безаварийное вождение. У автомобилистов будет дополнительный стимул аккуратно вести себя на дорогах, а страховщики будут конкурировать за безубыточных клиентов.
Страховщики должны будут опубликовать на своих сайтах тарифные факторы, которые они будут применять, пояснил Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков. В числе прочего это сделает систему более прозрачной и понятной для страхователей. Банк России уже обнародовал перечень факторов, которые нельзя будет использовать. Среди них национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям, общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии.
По мнению Евгении Лазаревой, руководителя проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков», одно из главных правил для автомобилистов, желающих сэкономить,—соблюдать ПДД и избегать аварийных ситуаций.
«При расчете стоимости полиса ОСАГО страховщики складывают базовый тариф и различные коэффициенты, которые могут как уменьшить, так и увеличить стоимость страховки. С принятием поправок в закон об ОСАГО в структуре базовой ставки расширен перечень возможностей для более высокого или более низкого тарифа в зависимости от актуарных оценок страховщика,—уточнила Евгения Лазарева.—Одним из основных коэффициентов является «бонус-малус». Он меняется в большую или меньшую сторону в зависимости от аварийности. Если автомобилист на протяжении нескольких лет не станет виновником аварии, то этот коэффициент снизится и уменьшится стоимость страховки. Важно, что базовый тариф, как и раньше, будет определяться в пределах тарифного коридора».
Андрей Крупнов, руководитель комитета по контролю качества в сфере страхования Объединения потребителей РФ, напоминает, что одной из частых претензий страхователей к системе ОСАГО было то, что «хорошие» водители платили за «плохих». После 24 августа ситуация должна преломиться, что тоже поможет сэкономить аккуратным водителям.
«Страховщики смогут устанавливать тарифы, рассчитанные по показателям рисковости отдельного водителя, а не на основе средних показателей по большим группам водителей. Компании будут руководствоваться своими критериями, хотя в конечном итоге у всех они окажутся более-менее одинаковыми—теми, влияние которых на риск будет подтвержден статистически. Как результат—ощутимая разница в тарифе для разных водителей,—считает Андрей Крупнов.—Если каждый водитель постарается снизить свой индивидуальный уровень риска, это повысит безопасность на дорогах».
«Предположительно после того, как вступит в силу новое указание Банка России о тарифах ОСАГО, территориальные коэффициенты примерно для двух третей населенных пунктов России будут снижены. При этом страховщики смогут использовать при тарификации накопленный ими опыт в КАСКО и применять факторы, влияющие на реальную аварийность автовладельца, тем самым устанавливая более низкий тариф для безаварийных автолюбителей»,—отметил Игорь Юргенс.
Редакция проекта «ОСАГО—общественная экспертиза» и эксперты напоминают несколько простых правил, с помощью которых вы сможете сэкономить на ОСАГО:
1. Соблюдайте Правила дорожного движения. Это поможет вам избежать штрафов и транспортных происшествий.
2. Не приобретайте полис у компаний, которые предлагают страховку по цене ниже рынка, он может оказаться поддельным. В таком случае вам грозит штраф за отсутствие полиса ОСАГО (поддельный полис приравнивается к его отсутствию), а также при аварии вам придется возмещать ущерб из собственного кармана. Покупайте полис только в страховых компаниях с лицензией, список которых можно проверить на сайте РСА.
3. ОСАГО с ограниченным числом водителей обойдется дешевле, чем «безлимитная» страховка. Поэтому по возможности не покупайте расширенный полис.
4. Существует возможность купить полис с ограниченным сроком действия, если вы не пользуетесь автомобилем постоянно, а например, только летом. Этот лайфхак популярен у дачников и путешественников.

Другие статьи этого номера