Как мы провели лето

Как мы провели лето

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, как россияне провели отпуска этим летом. В лидерах отпускных предпочтений россиян постпандемическим летом 2020 года—дачный отдых. На шести сотках загорали 45% респондентов. Так отдыхать предпочитают россияне среднего возраста и старше шестидесяти. На 2-м месте—отдых дома. В ТОР-5 также входят пляжный (29%), культурный (28%) и активный отдых: поход, велосипедный тур, подъем в горы (26%) и путешествие на автомобиле (26%).

 

Отдых-2020. Основные тенденции

Как сообщил на пресс-конференции директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин, весь объем аудитории россиян, которая имеет хоть какой-то опыт посещения зарубежья в течение последних пяти лет, составляет 22%. «Часто у нас число этих людей сильно переоценивают, думают, что это гигантские потоки»,—отметил он, добавив, что несколько раз в год за рубеж выезжали 4% россиян, раз в год—9%.
По данным того же опроса ВЦИОМ, в течение последних пяти лет каждый второй россиянин хотя бы раз посетил другой регион России. При этом несколько раз в год путешествовали 9%, один раз в год—23%.
В последние год-два опросы ВЦИОМ показывали рост числа тех, кто планировал отдохнуть за рубежом, а затем и тех, кто реально отдыхал. Но в 2020 г. их доля резко сократилась из-за пандемии коронавируса. «Весной 2020 года доля планирующих отдых за рубежом сократилась до 4%, а осенью лишь 0,5% сообщили нам, что им удалось отдохнуть за границей. В прошлом году таких оказалось 8%. При этом планы тех, кто провел отпуск на даче, курортах Краснодарского края и в Крыму, практически не изменились—в этом году их было 27, 6 и 4% соответственно»,—заметил социолог. Перераспределилась лишь та аудитория, которая привыкла отдыхать за границей, а она не очень велика. «Эффект загруженности курортов юга России, видимо, связан с тем, что люди поехали отдыхать в более сжатые сроки, чем обычно. Поэтому создалось впечатление, что произошел взрывной рост. В реальности же его не было»,—сказал Кирилл Родин.
ВЦИОМ также узнал, что 46% россиян провели лето там, где планировали изначально. У каждого пятого изменилось место отдыха (22%), а еще 23% сменили планы и вовсе не стали брать отпуск. Главные причины перемен—коронавирус и карантинные меры (58%), финансовые проблемы (18%) и закрытые границы (11%). В среднем россияне отдыхали 33 дня, годом ранее средняя продолжительность отпуска составила 28 дней.
Летом россияне сократили траты на отдых до уровня 2015 года. По данным Кирилла Родина, бюджет на летние поездки составил 32500 рублей на человека. В 2019-м он составлял почти 40000, в 2018-м—37200 рублей.
Большинство отдыхавших, тем не менее, остались довольны своим отдыхом (71% против 27% недовольных). Среди тех, кто выезжал за пределы своего города, села или дачи, уровень удовлетворенности выше—90% против 10% недовольных. Основные причины неудовлетворенности: не смогли поехать туда, куда хотели (52%), плохая погода (9%), слишком короткий отдых (9%).
О программе госвыплат за туры по России что-либо слышали 70% россиян, из них каждый пятый хорошо информирован (19%). Абсолютное большинство граждан нашей страны не пользовались этой программой (99%). Лишь 1% опрошенных заявили, что приобрели туры с кэшбэком в рамках первого этапа программы. Хотели бы принять в ней участие 42% наших соотечественников.
Причины, по которым кэшбэк за туры по России неинтересен россиянам: нет финансовой возможности (17%), не любят путешествовать (11%), не планируют никуда ехать (10%) или не заинтересованы в этом (10%). Боязнью заражения коронавирусом свое нежелание путешествовать по этой программе объяснили 7% опрошенных, у 6% нет на это времени, 5% сказали, что нет возможности по другим причинам, также у 5% нет отпуска, столько же опрошенных отметили, что в принципе отдыхают только за рубежом. Здоровье не позволяет ехать в турпоездку 4% респондентов.
Напомним: правительство РФ выделило 15 млрд рублей на программу поддержки внутреннего туризма, пострадавшего от пандемии коронавируса. В первом этапе распродажи туров с кэшбэком, прошедшем с 21 по 28 августа, приняли участие около 70000 туристов, которые приобрели туров на 1,4 млрд руб. Оставшиеся средства решено использовать для второго этапа, он начнется в октябре и продлится 1,5 месяца. Условия участия в программе будут смягчены.
Спрос россиян на услуги турфирм в 2020 г. упал вдвое в первую очередь из-за невозможности отдохнуть за границей. «Второй год задавали вопрос, обращались ли россияне в турфирмы при организации отдыха. В 2020 г. 10% обращались, в 2019-м—20%. Доля сократилась в два раза, на что доминирующее влияние оказало закрытие внешних границ»,—сказал Кирилл Родин. Он подчеркнул, что структура изменения спроса может заметно отличаться, поэтому его нельзя оценивать в деньгах. «Думаю, что в финансовом плане рынок упал больше, чем вдвое»,—заметил он.
В рамках опроса россиян также попросили перечислить основные преимущества и недостатки обращения в турфирмы. Среди преимуществ: организованность (14%), комплексность услуг (12%), экономия времени (11%), больше выбора и информации (9%), удобство (5%). Среди недостатков: дороговизна услуг турфирм (26%), возможность обмана (8%), ненадежность (6%), ограниченный выбор (5%), некачественная работа (3%).

Цены на отдых в России приятно удивили наших туристов

В путешествиях по России самое большое впечатление на туристов производят красивая природа и живописная местность, рассказали 40% россиян, опрошенных сервисом онлайн-бронирования отелей Ostrovok.ru.
Вдвое меньше (21%) отмечают интересные достопримечательности и развлечения. Каждый десятый рассказал, что был по-хорошему изумлен итоговой стоимостью отдыха в России (10%). В среднем в поездках по стране в июне-сентябре туристы бронировали отели на три ночи. Средний чек составил 12700 руб. Еще 10% туристов высоко оценили местную кухню, а также отметили дружелюбное отношение со стороны местных жителей.
Доля путешественников, которым понравилась хорошая транспортная доступность российских туристических направлений, насчитывает 9%. Чаще об этом говорили женщины (10%), чем мужчины (7%). Столько же опрошенных (9%) рассказали о приятных впечатлениях от выбранного отеля—среди них 12% женщин и 5% мужчин.
Однако не у всех россиян остались только хорошие воспоминания от поездок по стране. Так, 13% респондентов признались, что отдыхать в России им не понравилось. Среди тех, кто разделяет это мнение, оказалось больше мужчин—22% против 10% женщин. Кроме того, не всем удалось отправиться в путешествие по стране в этом сезоне: доля туристов, не отдыхавших в России, составила 30%.
По данным Ostrovok.ru, чаще всего в июне-сентябре 2020 года путешественники останавливались в отелях в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Сочи, Ялте, Симферополе, Алуште, Судаке, Феодосии и Казани. Самыми востребованными стали трехзвездочные (21%) и четырехзвездочные (16%) гостиницы.

Власти Крыма отмечают рост выручки турбизнеса на 20% в июле-августе

Курортный бизнес Крыма за последние два месяца текущего туристического сезона увеличил валовую выручку на 10-20% по сравнению с прошлогодним показателем, сообщил министр курортов и туризма РК Вадим Волченко.
«Июль-август были крайне напряженными и крайне успешными для бизнеса. Все отмечают, что плюс 10-20% к валовой выручке бизнес получил»,—сказал он. Количество туристов, приехавших в сентябре, министр назвал беспрецедентным: «Уровень загрузки сентября беспрецедентный—плюс 60%, если сравнивать месяц к месяцу 2020-й и 2019 годы. До 95% в ряде регионов загрузка!» При этом министр подчеркнул, что сезон еще не закончился, туристов в Крыму остается много.
Крым открыл в этом году полноценный курортный сезон для россиян с 1 июля после почти трех месяцев запрета на прием туристов в отелях и санаториях. За два месяца в регионе отдохнули 3,5 млн человек, причем август показал рост на 15% по сравнению с прошлогодним показателем, сообщает «Интерфакс-Юг».
Для сравнения: по данным министерства культуры и туризма Турции, с января по август эту страну посетили 772700 россиян—на 84% меньше, чем за тот же период 2019 года.

Раннее бронирование российских курортов в разы превышает прошлогодние показатели

Из всех видов туризма от пандемии более всего пострадал въездной. В 2019 г. он принес российской экономике порядка $10 млрд. «А в этом году потери от закрытия границ оцениваются в $7 млрд уже сейчас, к концу декабря достигнут $8-9 млрд. Сумма сопоставима с продажей Россией драгоценных металлов. Например, никель страна продает на два с лишним миллиарда долларов»,—сообщил президент РСТ Андрей Игнатьев.
Внутренний туризм оказался в более выигрышном положении, но, как отмечают эксперты, результаты этого года составят не более 70% от показателей 2019-го. К марту туристы оплатили предстоящие туры на сумму около 10 млрд рублей. Эти деньги были перечислены авиакомпаниям и гостиницам, которые потратили их на реновацию и подготовку к сезону. Невозможность в апреле открыть сезон поставила под угрозу банкротства всю отрасль, но запуск в июне-июле курортов Краснодарского края и Крыма позволил всем участникам внутреннего рынка выполнить свои обязательства перед туристами. По неисполненным турам 70% туристов предпочли получить деньги, 20% отправились на отдых в этом году и всего 10% перенесли поездку на следующий.
Эксперты перечислили основные моменты, характеризующие прошедший сезон. Прежде всего это дефицит мест в очень качественных средствах размещения, которые выбирала аудитория, привыкшая отдыхать за рубежом. Нехватка мест, в свою очередь, повлекла повышение стоимости проживания. При этом средний чек отдыха вырос в пределах 3-5%. Сезон показал значительное сокращение глубины продажи, связанное с волнением людей в принципе по поводу возможности отдохнуть этим летом. В числе позитивных трендов—рост интереса к новым внутренним направлениям, спросом стали пользоваться нестандартные путешествия: авторские программы, эногастрономические туры и т.д.
Главное же то, что прошедший сезон подтверждает нашу уверенность в том, что и следующий летний состоится. Специалисты видят это по акции раннего бронирования. Рост продажи на следующее лето превышает 80% по сравнению с тем же периодом 2019 г., люди стремятся попасть в те же объекты, в которых привыкли отдыхать или в которые не смогли попасть этим летом. Причем сейчас основной спрос приходится на черноморское побережье Краснодарского края и Крыма, в первую очередь берут качественные гостиницы 4-5*. Примерно такая же ситуация и с новогодними датами: высоколиквидные объекты размещения уже практически разобраны. В спросе также Кавминводы, Подмосковье и Алтайский край.

Спрос на новогодние авиабилеты вырос на треть

Онлайн-ритейлер Wildberries проанализировал поисковые запросы пользователей сервиса «Wildberries Авиабилеты» и составил рейтинг самых популярных турнаправлений на осень и Новый год.
С ослаблением карантинного режима в ряде стран, открывшихся для российских туристов, наши сограждане начали планировать осенние отпуска и даже отдых на Новый год, о чём свидетельствует рост на 33% числа поисковых запросов на авиабилеты на Wildberries в первой половине сентября по отношению к августу.
Если говорить о новогодних праздниках, то большая часть россиян выбирает отдых в России—спрос на билеты внутри страны вырос на 24%. В топе просмотров: Калининград (+154%), Казань (+123%) и Санкт-Петербург (+38%). Из неожиданных мест для проведения Нового года можно назвать Красноярск (+258%), Новосибирск (+90%), Екатеринбург (+55%) и свежий тренд—Владивосток (+50%). Приморская столица в целом набирает популярность с лета благодаря развитию внутреннего туризма в условиях приостановленного с другими странами авиасообщения. А вот новогодний отдых за рубежом стал интересовать российских граждан почти на 30% слабее.

Фото С. Кошкина.

Другие статьи этого номера