Ученые Севастопольского госуниверситета научились передавать энергию на расстоянии

Мусор  в городе:  кто ответит за бардак?

На кафедре «Энергетические системы атомных станций» Института ядерной энергии и промышленности Севастопольского госуниверситета разработали уникальное оборудование, направленное на исследование вопросов, связанных с беспроводной передачей энергии на расстояние для дистанционной зарядки электромобилей и технологического транспорта. Сейчас установка позволяет осуществлять передачу электроэнергии порядка 3 кВт в час на расстояние до 20 сантиметров. Оборудование планируется к использованию для беспилотного транспорта.

 

«Установка состоит из инвертора и нагрузочной установки в виде ламп накаливания. Инвертор (колонка) генерирует электромагнитную энергию с частотой порядка 100 килогерц, она попадает на катушку, которая потенциально может быть закреплена на земле или стене, а ответная катушка закреплена на автомобиле. Посредством их электромагнитной связи электроэнергия передается от передающей катушки к принимающей. Они не связаны проводами»,—рассказал заведующий кафедрой «Энергетические системы атомных станций» Валерий Завьялов.
В ближайшее время ученые планируют довести передаваемый объем энергии до 10-15 кВт/час.
Главная задача ученых—оптимизация параметров передачи электроэнергии. Исходя из технических характеристик аккумулятора нужно получить максимальную скорость его зарядки. При необходимости можно достигнуть времени заряда аккумуляторов электромобиля до 30 минут.
«Мы провели исследования на предмет оптимизации параметров системы передающего контура и построили трехвитковую катушку. Показали и доказали, что в конкретных условиях трех витков катушки достаточно, чтобы передавать заявленное количество энергии. Для того чтобы передавать больше энергии, провода должны быть толще»,—рассказал Валерий Завьялов.
Еще одна задача—автоматическая подстройка частоты и автоматическое регулирование передаваемой мощности при разных внешних возмущающих воздействиях.
«Например, электромобиль не точно спозиционировался над катушкой или между катушками появились какие-то металлические посторонние предметы, либо изменились параметры системы из-за температуры. Это все оказывает влияние. Нужно чтобы система регулировала сама себя»,—рассказал Валерий Завьялов.
Разработкой ученых Севастопольского госуниверситета уже заинтересовались промышленные компании.
«Например, компанию «Камаз», выпускающую электробусы, и компанию «Лиотех», которая делает литийионные аккумуляторы, интересует мощность 50-100 кВт/час, и это вполне достижимый результат»,—считают ученые.
Эта разработка уникальна по российским меркам. На сегодняшней день проектированием бесконтактных зарядочных станций большой мощности для электромобилей занимается всего 3-4 лаборатории в мире, в России подобных лабораторий нет. Единственный в мире заявленный опытный образец может передавать до 120 кВт/час.

Другие статьи этого номера