ЖКУ: заплати и спи спокойно!

ЖКУ: заплати и спи спокойно!

Треть россиян в пандемию перестали платить за услуги ЖКХ, говорится в исследовании компании «Биллинг Онлайн Решения». Аналитика основана на платежных данных биллинговой системы, включающей более миллиона активных пользователей по всей России.
«В связи с началом пандемии уровень оплаты по начислениям жилищно-коммунальных услуг за март-апрель снизился на 12% по сравнению с январем-февралем этого года. При оплате квитанций за май снижение достигло 24%, а за июнь—31%»,—говорится в исследовании.
Как отметил генеральный директор «Биллинг Онлайн Решения» Денис Грибков, наиболее резкий скачок в мае-июне произошел после решения правительства об отмене пени за неуплату за услуги ЖКХ до января 2021 года. Многие россияне восприняли это постановление как возможность временно не платить за коммунальные услуги, не принимая во внимание, что это приведет к появлению больших задолженностей к концу года, пояснил он. С августа компания наблюдает восстановление уровня оплат к докризисным показателям, но пока речи о выплате накопленных долгов не идет. Такая картина наблюдается в целом по России. А как обстоят дела в нашем городе? Вовремя ли севастопольцы оплачивают коммунальные счета? Выяснить это мы попытались с помощью нашего традиционного «Вопроса в лоб».

—Плачу регулярно, так как рождена в СССР и с малых лет приучена мамой к порядку,—отвечает на заданный вопрос Антонина Александровна.—И детей своих, и внуков приучаю: получил услугу—отдай деньги! Это как в магазине: если что-то купил, надо заплатить. Говорю им: «За границу можно ездить отдыхать, а за коммунальные услуги заплатить денег нет?» Мне уже внук говорит: «Ты, бабушка, как «наркоманка»: как только пенсию получишь, сразу бежишь платить!» А я по-другому не могу. Считаю, что надо штрафовать тех, кто за ЖКУ не платит. У нас у многих соседей даже из почтовых ящиков квитанции не забираются. В платежках долги десятками тысяч измеряются, и никому до этого дела нет. Разве так можно?
—В дом № 51 на проспекте Победы мы заселились 44 года назад, и все это время коммунальные счета всегда оплачиваю вовремя,—рассказывает Валентина Африкановна.—Правда, с 1976 года в доме ни разу не было капитального ремонта. Только сейчас подъезды в порядок привели, новые почтовые ящики повесили. А вот водопроводные трубы в подвале гнилые, и сколько ни пытаемся в ГУПС обращаться, чтобы их заменили, пока не прорвало, ничего не получается. И отопление в доме слабенькое, особенно в квартирах с торца. А так ничего, жить можно.
—Мы, дети войны, многое пережили, к дисциплине приучены и коммунальные счета оплачиваем вовремя, однако взаимопонимания с поставщиками коммунальных услуг добиться удается не всегда,—делится наболевшим проживающая на проспекте Октябрьской революции Валентина Степанова Куренная.—Так случилось, что в июне 2018 года я попалась на уловку мошенников, убедивших меня в необходимости заменить старый электросчетчик на новый. За электричество всегда плачу исправно, и когда 26 декабря 2018 года пришла в ООО «Севэнергосбыт» делать сверку, у меня даже переплата была 44 рубля. А через два дня мне счет пришел с долгом 9500 рублей! Снова поехала в расчетный отдел на проспект Генерала Острякова, показала сверку и спрашиваю: «Откуда такой долг?» А мне отвечают: «Вы электросчетчик меняли? Это штраф!»
Но в платежке пишут, что это долг за потребленную электроэнергию, с чем я категорически не согласна. За потребленную электроэнергию я заплатила, а вот штраф—это совсем другое. В общем, доказать ничего так и не смогла. Когда пришло предупреждение, что отключат электричество, испугалась: зима, февраль, дома муж тяжелобольной лежит… Поехала в расчетный центр, составили документ о рассрочке на погашение штрафа. Когда муж об этом узнал, сильно расстроился, думаю, это ускорило его уход из жизни.
К июлю 2019 года я выплатила уже 4 тысячи штрафа, осталось 5500 рублей. Написала в ООО «Севэнергосбыт» письмо с просьбой снять с меня оставшуюся сумму. Мне выразили соболезнования в связи с уходом супруга и пригласили прийти в расчетный центр, чтобы переписать соглашение об оплате оставшейся суммы.
Мне стало обидно, я не пошла. А потом увидела передачу о таких же обманутых пенсионерах, как я. Тоже обратилась к адвокату на ул. Ленина, 14-а, и с конца 2019 года по сегодняшний день он занимается моим делом. Писали письма в разные инстанции, в итоге меня признали потерпевшей. Суд присудил брянской компании, представители которой мне счетчик меняли, возместить нанесенный ущерб, но там ответили, что выплатить деньги мне не могут из-за отсутствия средств на счетах компании. А тем временем мне в квартире уже и свет отключали, и в суд на меня подали, указав в исковом заявлении, что задолженность перед ООО «Севэнергосбыт» у меня образовалась не из-за штрафа, а из-за неуплаты за потребленную электроэнергию в период с 1 января 2017 года по 30 апреля 2018 года. А на все мои объяснения и предоставленные платежные книжки с датами перерасчетов, подтверждающие, что задолженности за потребленную электроэнергию у меня нет, суд почему-то внимания не обращает… Я так устала уже от всего этого!
—Стараюсь оплачивать счета вовремя, но в связи с пандемией коронавируса нашей семье это делать сложно,—говорит Ирина Викторовна.—Я осталась без работы, а зарплаты мужа едва хватает на школьные нужды и еду. Долги за ЖКУ растут, и я пока не представляю, как буду их погашать.
—Был указ правительства, согласно которому не взимается пеня за просрочку по оплате услуг ЖКХ. Но я понимаю, что все равно рано или поздно счета придется оплачивать,—рассуждает Петр Ильич.—У меня пенсия небольшая, практически все деньги уходят на еду, лекарства и оплату коммунальных счетов. И если вовремя не оплатить ЖКУ, потом погасить долг будет очень трудно. Вот и платят пожилые люди себе в ущерб, даже если предоставляемые им услуги оставляют желать лучшего. Так уж приучены со времен Советского Союза: заплати—и спи спокойно!
—Вот с нас требуют соблюдения платежной дисциплины, а сами сотрудники коммунальных служб что делают для того, чтобы люди хотели им платить?—интересуется Лариса Дмитриевна.—ГУПС «Севтеплоэнерго» то счета за отопление подъездов, где никогда и в помине батарей не было, выставит, то досудебное уведомление на имя умершего родственника пришлет.
На днях получила такое вот «письмо счастья» от «Севтеплоэнерго» без номера от 26.10.2020 г.: «Уважаемый потребитель! Вам было направлено досудебное уведомление с предложением присутствовать 2 ноября 2020 года в офисе ГУПС «Севтеплоэнерго» по адресу: пр. Генерала Острякова, дом 25, 5-й этаж, кабинет 50, на комиссии. К сожалению, в связи с увеличением количества случаев заражения и с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Севастополя на основании указа губернатора от 17.03.2020 № 14-УГ ГУПС «Севтеплоэнерго» уведомляет всех потребителей тепловой энергии, что с 21 октября 2020 года до особого распоряжения временно приостановлен личный прием потребителей. Письменные запросы можно направлять на сайт предприятия или почтовым отправлением… Просим проявить терпение в условиях сложной эпидемиологической обстановки. Благодарим за понимание. Начальник управления по реализации энергоресурсов О.Ю. Семирядченко».
Объясните мне, о чем все это? Цель письма—напомнить покойнику о себе или сподвигнуть еще не вступивших в наследство родственников оплатить счета?
В квартире никто не живет, батареи там едва теплые. Денег хотят, а о том, чтобы качество услуг повысить, и речи не идет. Я считаю, что нужно привести все коммунальные службы в полный порядок, а пока такой бардак творится, то ни у кого нет никакого морального права деньги вымогать с помощью угроз судом.
Что можно добавить к вышесказанному? Справедливости ради стоит отметить, что претензии к коммунальным службам высказывают не только севастопольцы. Согласно данным Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль», в рейтинге самых популярных жалоб в сфере ЖКХ (в III квартале 2020 года обработано более 9,2 тысячи поступивших на «горячие линии» обращений) лидируют жалобы на неудовлетворительное состояние многоквартирных жилых домов, на начисление платы за коммунальные услуги и управление объектами.
—Самой серьезной проблемой в ЖКХ (более 18% жалоб), по данным граждан, сейчас является состояние многоквартирных домов. В 2020 году она проявилась как никогда остро. В период пандемии управляющие компании зачастую использовали средства, предназначенные на содержание и проведение текущих ремонтов общего имущества, на проведение дезинфекции мест общего пользования,—сообщила «Известиям» исполнительный директор центра, председатель комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева.
Она также отметила, что такая ситуация ожидаема, поскольку у организаций не только упали доходы, но и выросли расходы. На них возложили обязанности по проведению санитарных мероприятий в многоквартирных домах, но источников финансирования никто не указал. Поэтому одним из методов решения проблемы стало сворачивание работ по обслуживанию зданий, что и привело к ухудшению качества проживания в таких домах.
Второй по значимости для граждан стала тема начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Более 12% обращались именно с этой проблемой. Жильцов беспокоили соблюдение порядка начисления платы за ЖКУ, формирование и доставка документов, а также дополнительные платежи и комиссии.
Третьей по важности стала проблема управления многоквартирными домами (11,5%). В числе приоритетных вопросов люди также назвали споры хозяйствующих субъектов о праве управления многоквартирным домом, законность действий ТСЖ, раскрытие информации управляющими организациями.
В центре также отметили, что количество жалоб граждан в 2020 году устойчиво растет. Однако в течение года наблюдается тенденция к сокращению числа обращений, связанных с начислением платы за ЖКУ. К примеру, по итогам II квартала этим было озабочено 14,8% опрошенных жильцов, а сейчас их число сократилось до 12,2%. Тем не менее фиксируется повышение количества обращений, связанных с качеством коммунальных ресурсов (с 7,8 до 9,7%) и благоустройством придомовых территорий (с 6,7 до 7,8%).
Много жалоб связано и с ростом тарифов на услуги ЖКХ: у людей просто нет финансовой возможности оплачивать ЖКУ, поскольку зарплаты снизились, а некоторые и вовсе потеряли работу. В ТОР-10 тем, волнующих россиян, также вошли капитальный ремонт (8,7%), общие собрания собственников (4,3%), обращение с ТКО (3,6%) и другие.

Елена ИВАНОВА.
Фото В. Докина.

 

Другие статьи этого номера