Эксперты: индивидуализация ОСАГО идет успешно и по намеченному плану

Субмаринные воды Крыма:  можно ли напоить ими полуостров?

Средняя премия по ОСАГО снизилась в ТОР-5 самых крупных по количеству автовладельцев российских регионов. Наибольшее понижение (на 3,6%) зафиксировано в Москве, где зарегистрировано 9,9% всех российских водителей. Ещё в августе размер средней премии был равен 8422, а уже в октябре составил 8116 рублей.

 

На втором месте по снижению (2,2%) оказался Санкт-Петербург (4,3% всех автовладельцев). Третье место занимает Краснодарский край, недавно успешно покинувший «красную зону» рейтинга недобросовестных действий на рынке ОСАГО от ЦБ РФ. На Кубани зарегистрировано 3,9% всех водителей, для которых средняя стоимость ОСАГО снизилась на 0,4%. В Республике Башкортостан (2,9% всех автовладельцев) отмечено снижение на 0,8%. Последнее место заняла Московская область (6% всех водителей), где ОСАГО стало выгоднее на 0,7%.
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев отмечает: «РСА как сторона, принимающая различные жалобы страхователей в сфере ОСАГО, после 5 сентября не наблюдает у себя всплеска жалоб от потребителей. Ситуация на рынке ОСАГО сегодня очень конкурентная, благодаря чему либерализация и индивидуализация идут действительно в правильном направлении. Страховые компании в рамках конкуренции предлагают добросовестным автовладельцам полис по максимально низкой стоимости, а лихачам придется платить больше. Однако в среднем цена полиса не увеличилась. Средняя премия в августе 2020 года равнялась 5,4 тыс. рублей и по состоянию на конец октября осталась такой же. Во многих регионах мы наблюдаем снижение тарифов. Например, на Кубани положительная тенденция связана с качественной работой региональной администрации, страховщиков и правоохранителей».
«Если говорить об общероссийских показателях, то сегодня стоимость ОСАГО практически не изменилось для физических лиц. Отдельные страхователи заметили приятное снижение, а для некоторых цена вопроса стала заслуженно выше. В любом случае говорить о серьезных подвижках пока рано—слишком мало времени прошло. Думаю, рассуждения о том же повышении стоимости полиса станут актуальны, если появится соответствующая статистика, примерно через год. Сегодня мы видим, что средняя стоимость ОСАГО стоит на месте, а кое-где и снижается. Поэтому индивидуальные тарифы—это хорошо»,—уверен координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов.—В сегменте коммерческих страхователей наметилось непонимание. Так, такси—экстремально аварийный и первый по смертности вид транспорта, но это не мешает их владельцам желать прикупить полис подешевле. Теперь у них возникают проблемы с соотношением желаний и действительности. Но также есть аккуратные водители такси, доставки и прочих служб. Аварийность у них высокая, т.к. пробег у коммерческих авто выше. Возможно, имеет смысл ОСАГО разделить на 2 подвида: для физлиц и коммерческих».
Индивидуализацию ОСАГО поддерживают в МВД и Союзе автосервисов, а также сами автовладельцы. Сегодня закон об ОСАГО—один из инструментов защиты всех участников дорожного движения.
Замначальника ГУОБДД МВД Владимир Кузин: «Давно следовало ввести больше коэффициентов, определяющих поведение водителей на дороге. Коэффициента «бонус-малус» недостаточно для обеспечения безопасности. Водитель, управляя автомобилем, должен осознавать важность аккуратного вождения вообще, а не только при оформлении нового полиса. Коэффициенты, которые сегодня введены соответствующим законом, учитывают многие моменты, но пока речь лишь о некоторых видах правонарушений из всего фиксируемого нами спектра. Но это уже большой шаг на данном этапе, и важно, чтобы страховщики рассказывали клиентам о них при оформлении полиса. На дорогах станет безопаснее, а ОСАГО подешевеет».
Глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов: «Возможно, благодаря индивидуализации полис начнут оформлять на конкретного водителя, а не на автомобиль. Уже сейчас для определения тарифа компании комбинируют множество разных факторов, в том числе и личностных. При определении стоимости ОСАГО ключевую роль должно играть то, как человек ездит, а не на чем. Нужна полная и максимально прозрачная индивидуализация».
Представитель Союза автосервисов Виталий Новиков: «ОСАГО—цивилизованный способ защиты интересов участников дорожного движения. Как сделать его ещё лучше? Кто-то предлагает ужесточить ответственность за езду без полиса или увеличить тарифы. Но удар по кошельку—не самая популярная и рабочая мера. Говорят, что 20% автомобилей ездят без полисов, и мы предлагаем помочь отслеживать нарушителей. Например, получив доступ к базе полисов ОСАГО РСА, независимые СТО будут видеть, есть ли страховка у авто, приехавшего на сервисное обслуживание. В РФ 72 тысячи автосервисов, которые могли в заказах-нарядах отмечать, что ОСАГО нет и мы рекомендуем его приобрести».
Редакция проекта «ОСАГО—общественная экспертиза» напоминает, что уменьшение средней премии в обязательной «автогражданке» напрямую связано с последними этапами реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО. 24 августа приняты поправки к закону об ОСАГО, а 5 сентября ЦБ расширил тарифный коридор. В итоге средняя премия для автомобилей физлиц с августа по 22 октября 2020 года снизилась в 26 российских регионах, где зарегистрировано 54% водителей РФ. Учитывая рост стоимости средней корзины запчастей на 23%, эксперты считают это отличным результатом, отмечает пресс-служба информпроекта «ОСАГО: общественная экспертиза».

 

Подготовил Сергей КОШКИН.

Другие статьи этого номера