О расчете платы за коммунальную услугу по отоплению на общедомовые нужды

Батарея—не игрушка!

До 1 января 2019 года плата за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме независимо от наличия в нем помещений, в которых используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, должна была начисляться всем потребителям в едином порядке, и какого-либо специального механизма расчета ее размера в доме, отдельные помещения в котором отключены от системы централизованного отопления, действующим законодательством предусмотрено не было.

 

В связи с этим собственникам и пользователям жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах, которые перешли в установленном порядке на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, должна была начисляться плата не только за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но и за непоступающую непосредственно в их помещения тепловую энергию, что ставило эти лица в худшее положение по сравнению с собственниками и пользователями остальных помещений в данном доме.
Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 20 декабря 2018 г. № 46-П постановил правительству Российской Федерации незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены.
В обоснование своих выводов Конституционный суд Российской Федерации указал, что многоквартирный дом представляет собой объемную строительную систему, включающую в себя квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования, сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенные для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям.
В связи с этим, а также принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, нести расходы на содержание общего имущества в таком доме, по мнению Конституционного суда, действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.
Установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное не означает прекращения потребления тепловой энергии на обогрев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками централизованного отопления, проходящими через все помещения в доме.
Система централизованного отопления относится к общему имуществу многоквартирного дома, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды; отключение отдельных помещений в многоквартирном доме от системы централизованного отопления в ходе переустройства жилого помещения не прекращает потребление собственником данного помещения услуги по отоплению на общедомовые нужды, а потому не является основанием для освобождения данного лица от обязанности вносить плату за эту услугу. В противном случае бремя содержания общего имущества в доме перекладывается на иных собственников помещений в нем, и тем самым ущемляются их права и законные интересы.
В связи с этим с 1 января 2019 года постановлением правительства Российской Федерации внесены изменения в порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Согласно порядку, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме производится по формулам, которые состоят из двух слагаемых, первое из которых—объем потребленной за месяц тепловой энергии, приходящийся на конкретную квартиру, а второе—объем тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества, каждое из которых не выделяется отдельной строкой в платежном документе.
В общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, включаются площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
В связи с тем, что подвалы, чердаки, технические этажи в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации входят в состав общего имущества, но не поименованы в пояснениях к расчетам в указанных формулах, то их площадь при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению не учитывается.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, наличие или отсутствие радиаторов в помещениях, входящих в состав общего имущества, не влияет на расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в данных помещениях.
При этом собственникам помещений, в которых выполнено переустройство, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим законодательством, предъявляется к оплате только объем тепловой энергии, потребляемый в помещениях общего пользования.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домах определено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов: в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
На основании вышеизложенного ГУПС «Севтеплоэнерго» с октября 2020 года в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возобновлен расчет платы по лицевым счетам собственников и пользователей жилых помещений многоквартирных домов, в которых выполнено переустройство, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии (в части потребления тепловой энергии на содержание общего имущества), с учетом способа оплаты, который применялся ранее при регулярном расчете платы за коммунальную услугу по отоплению.
Соответственно, у собственников, которым произведен расчет платы за октябрь, способ оплаты—равномерно в течение календарного года. У собственников, которым расчет платы за октябрь не произведен, способ оплаты—в течение отопительного периода.

 

ГУПС «Севтеплоэнерго».

Другие статьи этого номера