Уникальный и единственный в мире: в Севастополь впервые прибыл Поезд Победы. Все, кто сумел побывать в нем, сошлись во мнении: «впечатления настолько сильные, что становится не по себе», «полное погружение в тот период». Это далеко не обыкновенная выставка или музей, а иммерсивная инсталляция. Совершенно новое для многих словосочетание. У экскурсанта создается полное впечатление того, что он действительно едет в поезде. Стучат колеса. За окнами сменяются пейзажи, идут беженцы, летят немецкие самолеты. Всё зависит от того, в каком вагоне ты находишься. И пассажиры—совсем как настоящие…
Пассажиры—максимально правдоподобные скульптуры. Все детали, начиная с одежды, украшений или, допустим, газеты в руках, продуманы и выверены. Скульпторы, художники, бутафоры создали за два с половиной месяца 150 кукол. Таких масштабов нет ни у одной мировой передвижной экспозиции. Чтобы приблизить героев к реальным людям, за основу брались портреты. Например, в поезде «едет» Зинаида Ермольева, которая впервые в СССР создала пенициллин и участвовала в организации его промышленного производства.
Но не только этим уникальна экспозиция, интересно и ее мультимедийное сопровождение: 50 видеопроекторов, 18 видеостен, 12 тач-столов—благодаря им воссоздаются звуковые эффекты воздушных боев и массированных танковых атак.
—Для нас это самый сложный проект за все годы. Ведь здесь крайне узкое пространство, очень много фигур. Ни в России, ни в Европе нет такого музея, который вмещал бы такое количество многофигурных композиций,—рассказал руководитель творческой мастерской «Невский баталист» Дмитрий Поштаренко.—У зрителя должно появиться ощущение, что он на самом деле едет в поезде. А наша задача—создать такое чувство, что он перемещается ещё и во времени. Поэтому пространство вагона мы поделили на совершенно разные периоды. Я постарался включить такие эпизоды, которые посетитель точно бы запомнил и которых точно бы не ожидал.
По словам Дмитрия Поштаренко, концепция была не только обоснована исторически, но и выверена художественно, так как «посетителя нужно зацепить», чтобы это было не однообразно, как во многих музеях.
Каждый из семи вагонов посвящён определённой теме. Но это не только видеоистория. В начале экскурсии посетителям вручают наушники и аудиогид. Кроме фактов аудиогид излагает проникновенную историю машинистки Лидии. Ее среди персонажей выставки нет. Но ее рассказ записан настолько профессионально, что кажется, будто ты слушаешь аудиокнигу.
В первом вагоне—мирное время. В нем едут инженеры, пионеры, летчики, люди разного возраста и профессий. Мирное время отсчитывает последние часы…
Во втором вагоне всё резко меняется: солдаты едут на фронт. В вагоне плачет женщина. В ее слезах—предчувствие того, какие испытания всем придется пройти. Дальше—окоп. А в третьем вагоне находится, пожалуй, самое жуткое—концлагерь. Дальше—санитарный вагон. Молодые ребята, которые навсегда останутся инвалидами. Врачи и медсестры. Кстати, на каждую медсестру вот в таких санитарных вагонах приходилось по 165 раненых. В пятом вагоне—банно-прачечная экспозиция. Во время войны в таких вагонах находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Но эта экспозиция не только о фронте и о фронтовых буднях. Во время войны советские ученые ни на секунду не прекращали своих исследований. Как раз здесь можно узнать о Зинаиде Ермольевой.
Еще один жуткий вагон посвящен блокаде. Последний вагон—это возвращение солдат с фронта. Только мы видим уже совсем другие лица и совсем других людей. Людей, переживших войну.
—Поезд—это метафора жизни человека,—считают авторы проекта.—Каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься: для чего и как мы живем, достойно ли распоряжаемся даром, полученным от поколения победителей,—даром жизни?
Поезд уже посетил 13 городов. Он шел по линии фронта: Санкт-Петербург, Мурманск, Тула, Новороссийск, Керчь, Севастополь. В нашем городе он пробудет два дня. В ближайшее время состав планируется направить в города Транссибирской магистрали. Организаторы отмечают, что пандемия внесла коррективы—приходится ограничивать количество посетителей. Их пускают по предварительной записи и небольшими группами. Авторы проекта надеются, что в следующем году Поезд Победы снова прибудет в наш город и тогда посетить его смогут все желающие.
Проект создала питерская художественная мастерская «Невский баталист» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и РЖД.
Анна БРЫГИНА.
Фото Владимира Докина.