Организация реабилитации детей в Севастополе

Жизнь, которая удалась

3 декабря в стране отмечался Международный день инвалидов. В этот день по всему миру проводятся мероприятия, призванные привлечь внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями и защитить их права.
На актуальные вопросы об организации реабилитации детей в Севастополе ответила Лариса ТВЕРДОХЛЕБ, главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации, заведующая Детским центром медицинской реабилитации—врач-педиатр ГБУЗС «Городская больница № 5—ЦОЗМиР».

 

—Лариса Владимировна, как организована реабилитация детей в Севастополе?
—В Детском центре медицинской реабилитации (ДЦМР) развернуто 44 койки реабилитации в две смены: 24 функционируют за средства ОМС и 20—за средства бюджета города Севастополя.
Направление реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями развиваем с марта 2017 года. В Севастополе потребность в реабилитации детей психоневрологического профиля очень высокая из-за роста заболеваемости по детской психиатрии. В 2019 году количество детей-инвалидов с психиатрическими заболеваниями в структуре первичной инвалидности вышло на 1-е место.
—Какова динамика заболеваний, требующих реабилитации детей?
—В 2018 году динамика была следующая: 1-е место—врожденные пороки развития, 2-е—заболевания центральной нервной системы (ЦНС) и 3-е—психиатрические заболевания. В настоящее время инвалидность по психическим заболеваниям у детей на первом месте, по врождённым порокам развития на 3-м. С помощью перинатального УЗИ скрининга, 4D-технологий УЗИ удается вовремя диагностировать и корректировать пороки в первые часы, дни, месяцы жизни, в зависимости от того, насколько этот порок мешает жить ребенку, поэтому инвалидность по ним снизилась.
В 2019-2020 годах имеется тенденция к росту расстройств психологического развития, куда входит ранний детский аутизм. В Севастополе в ДЦМР мы занимается реабилитацией таких пациентов. С 2020 года в городе работает кабинет ранней помощи для детей до трехлетнего возраста.
В раннюю помощь входит помощь родителям и детям: медицинская, психолого-социальная и педагогическая. На базе ДЦМР есть кабинет ранней помощи, работает врач-педиатр. Мы тесно сотрудничаем с коллегами из некоммерческой родительской организации «Особые дети». Два раза в месяц проходят консилиумы, где мы совместно осматриваем детей первых трех лет жизни и расписываем им план раннего вмешательства. В нем прописаны: работа ДЦМР и услуги общественных организаций, предоставляемые на дому.
Раннюю помощь, в том числе реабилитационную, дети получают на базе свободных мест в Доме ребенка в трех видах: амбулаторно, когда ребенок с мамой получает процедуры и уходит; в условиях дневного стационара, где мама может быть с ребенком или оставляет его на целый день и забирает вечером; в рамках круглосуточного стационара. Дети первых трех лет жизни, которые не нуждаются в реанимационных мероприятиях, могут находиться с матерью или без нее. Если в силу своего заболевания или тяжелой жизненной ситуации мать не может ухаживать за ребенком, тогда ранняя помощь предоставляется круглосуточно, заключается договор на 3 месяца.
—Расскажите о шкале реабилитационной маршрутизации.
—У нас есть шкала реабилитационной маршрутизации с критериями по тяжести состояния: 1-2-й уровень—легкие амбулаторные пациенты; 3-4-й уровень—пациенты дневного стационара; 4-5-й уровень—пациенты круглосуточного стационара.
—Какие есть этапы реабилитации?
—С ребенком случилось несчастье: он тяжело заболел и попал в условия реанимации горбольницы № 5. Ребенок может находиться на вентиляционной поддержке или его сознание еще не полностью восстановлено (кома I степени, оглушение), или жизненно важные функции компенсированы—реабилитационные мероприятия начинаются уже в реанимации, независимо от состояния. Работают врач и инструкторы по лечебной физкультуре, массажисты, медсестры по физиотерапии. Они проводят необходимые реабилитационные мероприятия у постели больного. Сестры реанимационного отделения также оказывают необходимую реабилитационную помощь.
Ребенок переводится в круглосуточный стационар. Первый этап продолжается, специалисты по лечебной физкультуре, физиотерапии работают с ним. После выписки для продолжения реабилитационных мероприятиях ребенок направляется в ДЦМР на дневной стационар. Дети, которые имеют легкие отклонения в состоянии здоровья, на 3-м этапе могут получать реабилитационные мероприятия амбулаторно в поликлиниках в кабинете массажа, физиотерапии, ЛФК.
На каждом этапе медицинской реабилитации основной единицей служит мультидисциплинарная реабилитационная команда специалистов, куда входят: врач, медицинская реабилитационная сестра, логопед, психолог, эрготерапевт, специалист по кинезотерапии или инструктор-методист ЛФК. Работа мультидисциплинарной реабилитационной команды закреплена в «Порядке по детской реабилитации» с 2021 года. В горбольнице № 5 на первом этапе такой команды пока нет, но в 2021 году планируется ее разработать. В ДЦМР мультидисциплинарная реабилитационная команда сформирована, за исключением специалиста по эрготерапии, ввиду отсутствия утверждённого профессионального стандарта. Эрготерапевт помогает пациенту заново научиться общаться, ухаживать за собой, работать и развлекаться, и по мере готовности нормативной базы под этого специалиста он будет обязательно включен в наш штат.
Мы тесно взаимодействуем с коллегами из ГКУ «Севастопольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (ул. Н. Музыки, д. 20): проводим совместные совещания, конференции, направляем нуждающихся детей на социальную реабилитацию. В основном центр берет детей-инвалидов или детей по направлению врачебной комиссии. Из кабинета ранней помощи мы отправляем их на социальную реабилитацию после заключения врачебной комиссии.
—Какие задачи определены на 2021 год?
—На 2021 год мы ставим три грандиозные задачи. Первая: создать мультидисциплинарную команду для работы на первом этапе с реанимационными больными в горбольнице № 5. Вторая: развитие третьего этапа медицинской реабилитации. Мы организовали реабилитационные кабинеты в детских поликлиниках № 2 на ул. Юмашева и № 1 на ул. Ленина, которые начнут работу с 2021 года. Поликлиника № 2 готова принять первых пациентов уже сейчас. В 1-й поликлинике после капитального ремонта детей ждут физиоотделение, массажный кабинет, зал ЛФК, кабинет врача-реабилитолога. Третья: проведение капитального ремонта здания и территории Детского центра медицинской реабилитации.
—В чём особенности реабилитации детей в условиях пандемии COVID-19?
—В условиях пандемии мы серьезно относимся к соблюдению санитарно-эпидемиологической безопасности. В ДЦМР кварцуются помещения по графику, работают ультрафиолетовые облучатели-рециркуляторы, проводятся уборка и протирка поверхностей дезсредствами каждые 2 часа. Действует масочный режим. При госпитализации детей нужна справка об отсутствии COVID-19. Если ребенок маломобильный или в силу своего психического состояния нуждается в постоянном сопровождении, то родителю тоже придется сделать тест. Дети из стационара, обследованные на COVID-19, сразу приходят на реабилитацию с направлением и выпиской.
ГКУ «Севастопольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» предоставляет социальные услуги детям-инвалидам в форме социального обслуживания на дому, в том числе с применением дистанционных форм информационного взаимодействия.
—Расскажите о новом оборудовании в ДЦМР?
—Нас обеспечили серьезным оборудованием: роботизированной техникой (система локомоторной терапии, «Баланс Мастер», стабиллоплатформа, велоэргометры, тренажёры для пассивно-активной разработки рук и ног «Мото», артромот для разработки суставов, реабилитационные перчатки с использованием программ виртуальной реальности и др.), аппаратно-программными комплексами с биологической обратной связью. Например, оборудование для альтернативной и дополнительной коммуникации Tobii Dynavox—компьютерное оборудование, с помощью которого неговорящий ребенок может набирать карточками текст. Психолог или логопед, который занимается с ним, слышит его мысли и может его корректировать. Ребенок, который не говорит, мысленно правильно формирует фразы, запоминает набор слов. Когда речь восстановится, он начнет говорить не слогами, а словами и небольшими предложениями.
В Доме ребенка есть условия для оказания ранней помощи: это тренажеры, зал ЛФК, бассейн, сенсорная комната и ранняя психолого-педагогическая коррекция развития ребёнка первых лет жизни.

Беседовала Н. Бергс

Другие статьи этого номера