Мельпомена в Севастополе

Мельпомена в Севастополе

Севастопольский театр любят, его активно посещают, о нем пишут и говорят с особым трепетом. 14 декабря—особая дата в его истории. В этот день 100 лет назад, в 1920 году, отделом народного образования Севастопольского ревкома был издан приказ № 132 об образовании в нашем городе 1-го Советского театра им. А.В. Луначарского.

Мельпомена в Севастополе

Его становление шло на разломе эпох в трудное для страны и ее граждан время. Лишь зимой 1925-1926 годов впервые удалось организовать зимний драматический сезон. Главный режиссер театра В.А. Борейше, подводя его итог, отмечал: «При абсолютной бедности декоративного и художественного оборудования театра и при тех микроскопических ресурсах, которыми мы располагали, нам все-таки удалось завоевать равнодушного до сих пор зрителя. Нам удалось довести до конца первый устойчивый сезон в городе, который стал прочным фундаментом для будущего строительства театра в Севастополе».
В это же время культурно-просветительной секцией горсовета был поставлен вопрос о ремонте здания, где шли спектакли. Ведь оно не было приспособлено для театральных нужд и требовало полной перестройки.
Несмотря на экономические, финансовые трудности и житейские нужды, летом театрально-гастрольная жизнь оживала. Теплый климат, большое количество курортников, находившихся здесь на оздоровлении, привлекали гастрольные труппы. В мае 1926 года несколько концертов на севастопольской сцене дала популярная в то время певица М.Г. Корицкая, недавно вернувшаяся из триумфального тура по Японии и Дальнему Востоку. В этой поездке ее сопровождал молодой композитор И.О. Дунаевский. С восторгом писала местная газета о гастролях труппы Ленинградского государственного театра драмы (Александринского): «Талантливая игра, вдохновенное исполнение—все потрясает зрителя до глубины души».
С 1930 года создается стабильный театральный коллектив. Директором севастопольского театра по решению городского комитета партии был назначен бывший рабочий Морского завода Е.Г. Романенко. Главным режиссером первоначально являлся Н.Б. Коронов, имевший свой оригинальный взгляд на сценическое действо, порой усложнявший работу актеров над образами. Неудивительно, что в театре, к которому предъявлялись требования ясности, доходчивости, идеологической выветренности постановок, такому режиссеру трудно было продержаться в течение длительного времени. Вскоре Н.Б. Коронов покидает Севастополь, и главным режиссером становится С.И. Ярцев. Многолетний дуэт режиссера и актера сложился буквально сразу на радость севастопольскому зрителю.
В 1930-1940 гг. на сцене театра ставятся лучшие пьесы русской и зарубежной классики. Здесь творили режиссеры П.А. Полевой, А.М. Самарин-Волжский, А.Л. Желябужский, Н.Б. Лещинская, Б.А. Бертельс и др. Силен был и актерский состав. Незабываемую актерскую игру создавали засл. арт. РСФСР М.В. Горский, засл. арт. Крымской АССР Н.Е. Базанова, засл. арт. Кабардино-Балкарской АССР П.П. Терский и др.
С 1935 года главным режиссером театра становится Б.А. Бертельс. Спустя не одно десятилетие актеры, ветераны сцены вспоминали о нем с большой душевной теплотой как о ярком, талантливом, культурнейшем человеке редкой духовной чистоты, с большим художественным чутьем и чувством меры. В это же время раскрывается и талант очередного режиссера—Н.Б. Лещинской, которая мастерски умела вскрыть подтекст в роли, помогая актерам найти нужное в образе.
Во второй половине 30-х гг. в деятельности театра с новой силой активизируется шефская работа с коллективами предприятий и совхозами пригорода. В 1957 году засл. арт. Крымской АССР Н.Е. Базанова вспоминала по этому поводу: «Помню один концерт на военной заставе, где вблизи были огороды. На концерте среди военных было много женщин-огородниц с ребятишками. Они торопились на концерт прямо с работы. После выступления сквозь толпу зрителей протискивается женщина в фартуке. В её руках была корзина. Она поднимается по лестнице на сцену и подходит ко мне: «На!!!», и подает пучок укропа, выращенного ею. Это был подарок дороже самого роскошного букета, поднесенный от чистого сердца простой русской женщиной, образ которой стоит в моей памяти до сих пор».
В юбилейный для истории севастопольского театра год хочется еще раз пробежать по страницам его славной истории. И если оглянуться на пройденный путь, то становится ясной та важная роль, которую всегда играл севастопольский театр в жизни города-героя. Все годы своего существования театр стремился решать актуальные общественные и художественные задачи, отвечать на вопросы, выдвигаемые жизнью и особенностями времени.

И. Островская,
научный сотрудник  ФГБУК «Севастопольский военно-исторический музей-заповедник».

Другие статьи этого номера