Что делать, чтобы наши дети читали

Не только выживать, но и быть востребованными и эффективными

«Вот мы-ы-ы в ваши годы….» и далее по колее о том, как «мы запоем читали, когда учились в школе, а вот наши дети совсем другие и книги не любят»,—говорят практически все родители. Неправильные дети растут. Мы были не такими, мы любили читать! Мы были молодцы!

 

Но давайте попробуем представить, что в нашем детстве был бы телевизор, где сутки напролет показывали мультики, был бы смартфон, где есть и мультики, и ролики, и много всего занимательного, а также соцсети и компьютер, где можно играть в разные игры. Представили? Вы точно уверены, что будь у нас все это в свободном доступе, мы бы такое счастье игнорировали и читали запоем книги?
Конечно же, новое поколение оказалось заложником времени и технических новинок, давно и прочно вошедших в нашу жизнь, и никто не виноват, что наши дети не читают. Кроме нас, родителей.
Если в прежние времена часто достаточно было научить ребенка читать и снабдить литературой, как он становился книгочеем, то сейчас для того чтобы вырастить книголюба, надо затрачивать практически такие же усилия, как и для того, чтобы научить ребенка музыке или вокалу. То есть надо над этим специально и достаточно долго работать, само вряд ли пойдет. А еще необходимо самим отказаться от соблазна облегчить себе жизнь.
Именно поэтому думающие родители никогда и ни при каких обстоятельствах не дают телефон в руки ребенку-дошкольнику, а также не зависают сами с телефоном в его присутствии: даже когда сидят в очереди в поликлинике, даже когда сутками едут в поезде или машине, даже когда болеют, а ребенка некому и нечем занять. Потому что приучить свое чадо к такому бездумному и интересному времяпрепровождению очень легко, а отучить практически невозможно, ведь зависимость от гаджетов возникает стремительно.
Российский писатель-фантаст Дмитрий Емец давно озабочен проблемой зависимости детей от гаджетов и бьет в колокола, надеясь, что его услышат. Вот что он сказал однажды: «Родитель, покупающий ребенку смартфон, губит его. Знайте: когда вы дарите ребенку смартфон или планшет—вы покупаете ему гроб. Лучше купите ему шприц или вина, или просто дайте ему по голове. Это будет гораздо гуманнее. Родитель, покупающий ребенку смартфон, губит его. Исключений практически нет. Для мальчиков это верная смерть. Для девочки смерть менее верная. Допустим, вероятность смерти—60 процентов. Мальчики склонны к зависимости больше, чем девочки. В тот момент, когда надо физически развиваться, учиться, общаться, то есть приобретать реальный навык, дети довольствуются иллюзорным. Это сказки, что вы сможете контролировать ребенка. В 90 процентах случаев это невозможно. Может, получится хоть кого-то спасти… может, какая-нибудь мама не купит своему пятилетнему сыну планшет в тот момент жизни, когда она еще может его не купить» (https://www.pravmir.ru/moy-syin-nichego-ne-delaet-tolko-igraet/).
Ученые доказали, что чтение увеличивает функции мозга и улучшает эмоциональный интеллект. Согласно теории нейробиологов, чтение «перенастраивает» области мозга, ответственные и за зрение, и за разговорный язык. Даже у взрослых, которые учатся читать в зрелые годы, увеличивается функциональная связь со зрительной корой. Эксперимент Общества исследований в области развития ребенка среди 1890 однояйцевых близнецов 7, 9, 10, 12 и 16 лет показал, что ранние навыки чтения влияют на общий уровень интеллекта в будущем. Дети-близнецы, которых активно учили читать в раннем возрасте, оказывались умнее своих однояйцевых близнецов, не получавших такой помощи от взрослых.
Всем известно, что крупнейшие IT-бизнесмены и миллиардеры Билл Гейтс, Стив Джобс, Эван Уильямс не дают своим детям смартфоны и гаджеты вплоть до подросткового возраста и не волнуются оттого, что кто-то их будет из-за отсутствия телефона дразнить. Но наши родители почему-то очень боятся, что ребенка задразнят и он не вольется в школьный коллектив. По собственному опыту скажу, что от наличия телефона уважение сверстников никак не зависит: у моих детей телефоны появились только после 12-14 лет, они были единственными в классе без гаджетов, но над ними никто не смеялся и не издевался, и отношения с одноклассниками были отличные. Зато у ребенка появляется свободное время, которое он часто тратит на чтение, а читающие дети, как правило, хорошо учатся. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены, поэтому постарайтесь удержать себя от покупки смартфона по крайней мере дошкольнику и младшему школьнику и бросьте все силы на то, чтобы в эти годы привить ребенку любовь к чтению.

 

Несколько советов в помощь родителям:

—знакомить с книгой нужно ребенка как можно раньше—с четырех-пяти месяцев, показывая ему картинки и рассказывая в лицах и коротко о том, что там происходит. Ну а к годику вполне уже можно рассказывать коротенькие сказки, показывая иллюстрации;
—к трем годам у малыша уже должна быть небольшая библиотека с самыми разными книжками. Если эти книжки вы будете каждый день вместе рассматривать и читать, то сформируете настоящий интерес к чтению;
—книги должны быть в свободном доступе, по интересам и по возрасту. Постоянно пополняйте библиотеку новыми книгами, узнавайте об интересных детских произведениях у других родителей, педагогов, библиотекарей;
—лучше не покупать упрощенные пересказы известных литературных произведений, а подождать, пока ребенок подрастет и сможет их прочитать. Упрощенные пересказы обычно написаны плохим языком, не портите этим детям вкус;
—родители сами должны много читать. Если дети будут видеть читающих папу и маму, почти наверняка они тоже полюбят чтение. А если будет видеть родителей, уткнувшихся в свои телефоны, то вряд ли вы их уговорите на чтение;
—ходите вместе с детьми в книжные магазины и библиотеки и предоставляйте ребенку самому выбор книг для чтения;
—в дороге вместе слушайте аудиокниги;
—читайте своим детям книги на ночь! Даже если они уже сами умеют читать;
—обсуждайте прочитанные книги и героев;
—если ребенок уже хорошо научился читать, но предпочитает ваше чтение вслух, попробуйте остановиться на самом интересном месте и под каким-нибудь предлогом уйти, предложив дочитать самому. Большая вероятность, что любопытство и интерес побудят ребенка взять книгу и дочитать историю до конца. А там втянется!
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок полюбил чтение, то у вас все обязательно получится! Даже не сомневайтесь.

 

Г. ЛУЧКИНА.

Другие статьи этого номера