Получены новые доказательства того, что два больших гвоздя, извлеченные из гробницы первосвященника Каиафы, всё-таки те самые, которыми был прибит к кресту Сын Божий, делится сенсацией «КП».
Израильские ученые вместе со своими коллегами из Швейцарии вновь всколыхнули интерес к находке, сделанной 30 лет назад. А именно к двум ржавым древнеримским гвоздям, как сообщает портал LiveScience.
Недавнее исследование, которым руководил геолог Арье Шимрон, продемонстрировало: слухи о том, что гвозди когда-то находились в могиле первосвященника Каиафы, соответствуют действительности. На гвоздях обнаружены те же вещества, включая специфические грибки, что и на предметах из могилы. Это во-первых.
Во-вторых, ученые увидели на гвоздях частицы дерева и костной ткани, что позволило им сделать вывод о том, что гвозди не иначе как с распятия.
И самое главное: вполне допустимо предположить, что гвозди эти—с того самого распятия. Что именно ими были прибиты к кресту руки Иисуса Христа.
Авторы исследования изложили его результаты в журнале Archaeological Discovery в июле 2020 года в статье с весьма впечатляющим названием «Этими гвоздями был прибит к кресту Сын Божий». А вполне убедительные доводы в пользу сенсационной версии еще в 2011 году привел археолог, журналист и режиссер-кинодокументалист Симха Якубовичи в своем документальном фильме «Гвозди Христовы», в котором рассказал об обстоятельствах находки.
Гвозди длиной около 8 сантиметров с когда-то округлыми шляпками были обнаружены в 1990 году в могиле, вскрытой в парке Иерусалима к югу от старого города. Это район Абу-Тор.
Могила была устроена в искусственной пещере, свод которой совершенно случайно пробили строители, прокладывавшие дорогу. Внутри стояли 12 каменных погребальных ящиков—оссуариев с останками 63 человек. На одном ящике была выгравирована надпись «Каиафа». В нем среди прочих находились останки мужчины, скончавшегося в возрасте 60 лет. На другом ящике было написано «Иосиф бар Каиафа», что означало «Иосиф, сын Каиафы».
Один гвоздь лежал в ящике у Каиафы, другой—рядом.
Археологи отнесли захоронение к семейным. И определили, что ему около 2000 лет. То есть часть людей, чьи останки были погребены в могиле, жили в одно время с Иисусом Христом, могли его видеть.
Имя Каиафа считалось весьма редким в древней Иудее. Это существенно повышает шансы на то, что останки «подозрительного» 60-летнего мужчины из ящика принадлежат не какому-то тезке, а тому самому Каиафе—первосвященнику, в руки которого был передан арестованный Иисус Христос («И отвели его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником …Анна послал его связанного к первосвященнику Каиафе», Иоанн 18, 13-24).
Подлинность оссуария и останков в нем подтвердила экспертиза, проведенная в свое время в Тель-Авивском университете. Профессор Юваль Горен, руководитель экспертной группы, заверил в 2011 году, что в ящике лежали кости и самого Каиафы, и членов его семьи—представителей нескольких поколений. Например, ученым удалось прочесть еще «Мириам дочь Иешуа сына Каиафы священника Маазия из Бет Имри».
Историю с гвоздями омрачило то, что они исчезли. Кто-то почти сразу прибрал их к рукам примерно на 20 лет. В конце концов гвозди оказались у Исраеля Гершковица, профессора отделения анатомии и антропологии Университета Тель-Авива. Они пришли по почте в посылке от некоего анонима.
Кто же почти 2000 лет назад извлек гвозди из креста с распятия Сына Божьего? Кто принес их первосвященнику? Зачем? Можно только гадать. Равно как мучиться и другим вопросом: «Зачем гвозди положили в могилу?» Но вряд ли стоит сомневаться в том, что они оказались там не случайно. Каиафа ведь сыграл далеко не последнюю роль в расправе над Иисусом Христом («Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ», Иоанн 18, 14). И если уж рядом с первосвященником нашлись некие гвозди, то они определенно должны что-то значить.
Раскаялся Каиафа еще при жизни? Хранил ли реликвию в память о содеянном? Или, наоборот, умерев, получил ее как вечный упрек? Вряд ли мы когда-нибудь об этом узнаем…