Оксана КОВАЛЕВСКАЯ уверяет корреспондента «АиФ», что сказки—это проводник в самые дальние закоулки души, где таятся детские страхи и сомнения. Специальность у Оксаны соответствующая—сказкотерапевт.
—Сказкотерапевт… Звучит почти как «волшебник». Как вы дошли до жизни такой?
—Когда я стала практиковать как психолог, то столкнулась с тем, что если у детей двух-трёх лет возникает какая-то проблема, то решить её не так просто. Очень мало методик, которые психолог может применить. Единственное, что безотказно работает с малышами,—сказки, потому что простые сюжеты ребёнок понимает с самого раннего возраста. Сказка при всём своём мягком воздействии обладает высокой эффективностью. С её помощью можно избавить от страхов (темноты, горшка, животных) и чувства неполноценности, найти общий язык со сверстниками, отучить драться, ругаться. Я даже придумала свою методику «Сказкотерапия на песочных столах»: мы вместе с детьми не просто читаем сказки, но и проигрываем их, рисуя на песочном столе. Допустим, разыгрывали сказку «Гуси-лебеди», и каждый выбирал что-то своё, что в нем отозвалось больше всего, и я, уже как психолог, могла понять, что ребёнка беспокоит. Давайте разберемся на примере. Допустим, ребёнок боится темноты. Страх темноты—это обычное явление для пятилетних. У некоторых он проходит легко, у кого-то может зафиксироваться, если было какое-то травмирующее событие.
У меня был мальчик, который боялся темноты, но при этом очень сильно любил Человека-паука. Мы придумали сказку, в которой у героя есть защитник—Человек-паук. Услышав сказку, мой маленький пациент нарисовал такого защитника, повесил над кроватью, и это позволило ему избавиться от страха. Можно придумать и другое: ввести волшебный фонарик. Зайка боялся темноты, а мама дала ему волшебный фонарик. Он включал его, и тёмная комната становилась уже светлой и нестрашной. В конце мы дарим фонарик и обещаем, что теперь-то всё точно будет хорошо.
—Многие родители считают, что детям нельзя читать страшные сказки. Ваше мнение?
—Родителям не стоит бояться сказок, в которых есть жестокость. Потому что дети на ранних этапах проживают разные периоды, и в них им надо проработать страхи. К примеру, Баба-Яга тоже не милая, но ребёнку этот образ нужен. Когда дети постарше, герои могут становиться страшнее. Главное—чтобы они соответствовали возрасту. «Синюю бороду» читать ребёнку в три года, понятно, не стоит.
—Посоветуйте: какие сказки в каком возрасте надо предлагать детям?
—В два года—это русские народные сказки: «Колобок», «Репка»—там простой сюжет и постоянные повторы. Единственное, в книжках должны быть яркие картинки. Чуть старше ребёнок—чуть сложнее сказки: «Теремок», «Маша и медведи», «Три поросёнка». Можно, например, проиграть страх разлуки с мамой на примере «Волка и семерых козлят». Обязательно обсуждайте сказку: кто хороший, а кто плохой, почему волк так поступил и т.д.
Четырехлетним подходит Чуковский («Мойдодыр», «Айболит», «Муха-цокотуха»). Рекомендую «Мешок яблок» Сутеева. В 5-6 лет уже можно предложить «Денискины рассказы», «Пеппи Длинныйчулок», «Мэри Поппинс». А дальше выбираем сказки по интересам ребёнка. Ну и, конечно же, я за то, чтобы родители включали и терапевтические сказки: они помогают формировать определённые качества личности, бороться с возрастными проблемами. Такие сказки можно найти в сети, есть очень известные авторы: Ольга Хухлаева, Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Читайте, придумывайте, обсуждайте, рисуйте.