Город-герой Севастополь является подлинной кузницей героев. Шестерым из первой десятки Героев Советского Союза путёвку в жизнь дал именно Севастополь. Все они хорошо знали друг друга и были друзьями. Четверо учились в Военной школе морских лётчиков им. Троцкого, располагавшейся в 1922-1924 гг. в бухте Круглой, а после—в Килен-бухте. Все четверо стали Героями одновременно и вошли в семёрку первых Героев Советского Союза, для которых и было 20 апреля 1934 года введено это высокое звание. Их имена: Василий Молоков (Герой № 3), он был лётным инструктором для Сигизмунда Леваневского (Герой № 4), Ивана Доронина (Герой № 7), Анатолия Ляпидевского (Герой № 1). Остальные два Героя учились в Военной школе лётчиков им. Мясникова, известной впоследствии как Качинская. Их имена: Александр Беляков (Герой № 9) и Георгий Байдуков (Герой № 10).
Первый Герой—Анатолий Васильевич Ляпидевский (1908-1983). Родился на Северном Кавказе в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край) в семье священника. С детства мечтал о море, но из-за непролетарского происхождения так в моряки и не попал. В 1928 году Анатолий Ляпидевский окончил Севастопольскую школу морских лётчиков им. Троцкого в Килен-бухте, его инструктором был Василий Молоков. Далее Анатолий Васильевич уже сам стал инструктором в этой школе, которую перевели в Ейск. После Ляпидевский летал в дальневосточной авиации.
В 1934 году случилась катастрофа с теплоходом «Челюскин»: его затёрло льдами в районе Чукотки, и 13 февраля пароход затонул. На льдине в 300 км от берега в полярную ночь в 40-градусный мороз оказались 104 человека во главе с начальником экспедиции—Отто Юльевичем Шмидтом. Среди них было 10 женщин и 2 ребёнка. Будущий герой-папанинец, радист челюскинской экспедиции Теодор Кренкель тут же придумал название вынужденно обитаемой льдине—«Лагерь Шмидта».
26-летний Анатолий Ляпидевский был одним из тех лётчиков полярной авиации, кого бросили на поиски «челюскинцев», к тому же он был единственным пилотом, на момент катастрофы находившимся поблизости. Двадцать девять раз Ляпидевский в открытом самолёте в 40-градусный мороз вылетал на поиски «Лагеря Шмидта», но безуспешно: то погода портилась, то техника не выдерживала. Его самолётом был «АНТ-4», он же «ТБ-1»—тяжёлый бомбардировщик образца 1925 года. На 30-й вылет льдина с «челюскинцами» была обнаружена и первая партия людей спасена. Таков подвиг первого Героя Советского Союза…
Третий Герой—Василий Сергеевич Молоков (1895-1982). Родился в селе Ирининском Московской губернии (ныне Молоково). В детстве образования не получил. Работал мальчиком-посыльным в коробочной мастерской, подручным кузнеца в кузнице, молотобойцем в слесарно-кузнечной мастерской, слесарем на фабрике. Во время Первой мировой войны служил матросом и морским пехотинцем на Балтике, а после был переведён в морскую авиацию.
С 1921 года Василий Молоков служил морским лётчиком в гидроавиаотряде Воздушных сил Балтийского моря в г. Ораниенбауме. Командиром его отряда был знаменитый Борис Чухновский, нашедший в 1928-м потерпевшую крушение экспедицию Нобиле. С 1923-го по 1924 год Василий Молоков учился в Севастопольской школе морских лётчиков им. Троцкого в бухте Круглой. После сам стал её инструктором и обучил десятки пилотов, среди которых—трое первых Героев Советского Союза.
В марте-апреле 1934 года Василий Молоков вместе с другими лётчиками участвовал в экспедиции по спасению «челюскинцев». Он изначально был инструктором группы Николая Каманина, а после присоединился к ним и совершил перелёт с Камчатки на Чукотку—1500 км в открытом биплане «Р-5» в зимнем небе. Из пяти вылетевших долетели только двое—Молоков и Каманин. Дядя Вася, как Молокова называли в Арктике, был самым результативным—он спас 39 человек. Таков подвиг третьего Героя Советского Союза…
Четвёртый Герой—Сигизмунд Александрович Леваневский (1902-1937). Родился в деревне Сокулка Гродненской губернии Российской империи (ныне в Польше) в польской шляхетской семье. Подростком Сигизмунд был участником революции в октябре 1917-го и последовавшей за ней Гражданской войны. В 1925 году окончил Севастопольскую школу морской авиации им. Троцкого в Килен-бухте, его инструктором был Василий Молоков. В школе Леваневский считался лучшим учлётом. В 1928-1929 гг. он был лётчиком-инструктором Николаевской лётной школы Осоавиахима.
В 1933-м Сигизмунд Леваневский—уже лётчик в полярной авиации Главсевморпути. В этом же году он перегнал летающую лодку «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск. И в этом же году спас на Чукотке американского лётчика Джеймса Маттерна, став в США национальным героем.
Национальным героем в СССР Сигизмунд Леваневский стал в 1934-м после участия в спасении «челюскинцев». Леваневский и Слепнёв вылетели на Аляску для закупки новеньких самолётов «Флистер». Леваневский, несмотря на плохую погоду, решил перегонять самолёт на Чукотку, чтобы сразу же вылететь на спасение людей с льдины. Однако в пурге из-за плохой видимости самолет задевает скалу и терпит аварию. Летчик никого не спас… Однако, будучи любимчиком вождя, почетное звание получил, став четвёртым Героем Советского Союза…
Седьмой Герой—Иван Васильевич Доронин (1903-1951). Родился в селе Каменка Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Пугачёвский район, Саратовская область). С 1920 года Иван служил на Балтийском флоте. Выучился на минёра (до войны торпедистов называли минёрами), далее проходил службу на эсминцах. Затем Доронина командировали в Егорьевскую (бывшую Гатчинскую) авиационно-теоретическую школу РККА, которая в конце этого же года была объединена с Киевской школой авиации и перебазирована в Ленинград. В 1925 году Ивана Доронина перевели в Севастопольскую школу морских лётчиков им. Троцкого в Килен-бухте. Его инструктором был Василий Молоков. Далее Доронин служил в авиации Черноморского флота, а после был инструктором в морской лётной школе.
В 1930 г. Иван Доронин уволился из армии и стал работать в гражданской авиации. В этом же году он принял участие в экспедиции по исследованию Карского моря. Именно Иван Доронин первым пролетел над Верхоянским хребтом в Якутии, проложив сложную трассу между Якутском и Колымой,—до него пилотам этого не удавалось сделать из-за нехватки топлива. После катастрофы парохода «Челюскин» в феврале 1934-го Доронин вместе с пилотами Водопьяновым и Галышевым вылетели из Хабаровска на Чукотку. Все были в открытых самолётах, в 40-градусный мороз им предстояло пролететь 6000 км. Доронин летел на самолёте «ПС-4» («Юнкерс W-33»), долетели только он и Водопьянов. Из-за аварии при посадке на льдину Доронин спас только двоих. Таков подвиг седьмого Героя Советского Союза…
Девятый и десятый Герои—Александр Васильевич Беляков (1897-1982) и Георгий Филиппович Байдуков (1907-1994). Один родился под Москвой, другой—под Томском. В 1921 году Александр Беляков окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу и работал в ней преподавателем. Там же он экстерном сдал экзамен на звание лётчика-наблюдателя (штурмана). В 1936 году А.В. Беляков экстерном окончил Севастопольскую военную авиационную школу лётчиков им. Мясникова. Георгий Байдуков окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 году—Севастопольскую военную школу лётчиков им. Мясникова. Один стал штурманом, второй—непревзойдённым пилотом, мастером слепых полётов.
Оба они оказались в экипаже Валерия Чкалова, и 20-22 июня 1936 года на самолёте «АНТ-25» Александр Беляков в качестве штурмана совершил дальний беспосадочный перелёт Москва—Северный Ледовитый океан—Петропавловск-Камчатский—остров Удд в Охотском море, преодолев 9374 км за 56 часов 20 минут. Таков подвиг девятого и десятого Героев Советского Союза. Стоит упомянуть о совершенном ими ещё более значительном подвиге. Через год, когда 6 июня заработала первая в мире дрейфующая полярная станция экспедиции Ивана Папанина, в Арктике появилась связь и стали возможны перелёты над ней. 18-20 июня 1937 года Беляков и Байдуков в экипаже Чкалова на «АНТ-25» совершили первый в мире трансарктический беспосадочный перелёт из Москвы в США через Северный полюс—8504 км за 63 часа. Но повторно звание Героя Советского Союза тогда ещё не давали…
А. ОСТАШКО.