Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 13o

Самые первые Герои севастопольской закалки

Город-герой Севастополь является подлинной кузницей героев. Шестерым из первой десятки Героев Советского Союза путёвку в жизнь дал именно Севастополь. Все они хорошо знали друг друга и были друзьями. Четверо учились в Военной школе морских...

Город-герой Севастополь является подлинной кузницей героев. Шестерым из первой десятки Героев Советского Союза путёвку в жизнь дал именно Севастополь. Все они хорошо знали друг друга и были друзьями. Четверо учились в Военной школе морских лётчиков им. Троцкого, располагавшейся в 1922-1924 гг. в бухте Круглой, а после—в Килен-бухте. Все четверо стали Героями одновременно и вошли в семёрку первых Героев Советского Союза, для которых и было 20 апреля 1934 года введено это высокое звание. Их имена: Василий Молоков (Герой № 3), он был лётным инструктором для Сигизмунда Леваневского (Герой № 4), Ивана Доронина (Герой № 7), Анатолия Ляпидевского (Герой № 1). Остальные два Героя учились в Военной школе лётчиков им. Мясникова, известной впоследствии как Качинская. Их имена: Александр Беляков (Герой № 9) и Георгий Байдуков (Герой № 10).

 

Первый Герой—Анатолий Васильевич Ляпидевский (1908-1983). Родился на Северном Кавказе в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край) в семье священника. С детства мечтал о море, но из-за непролетарского происхождения так в моряки и не попал. В 1928 году Анатолий Ляпидевский окончил Севастопольскую школу морских лётчиков им. Троцкого в Килен-бухте, его инструктором был Василий Молоков. Далее Анатолий Васильевич уже сам стал инструктором в этой школе, которую перевели в Ейск. После Ляпидевский летал в дальневосточной авиации.
В 1934 году случилась катастрофа с теплоходом «Челюскин»: его затёрло льдами в районе Чукотки, и 13 февраля пароход затонул. На льдине в 300 км от берега в полярную ночь в 40-градусный мороз оказались 104 человека во главе с начальником экспедиции—Отто Юльевичем Шмидтом. Среди них было 10 женщин и 2 ребёнка. Будущий герой-папанинец, радист челюскинской экспедиции Теодор Кренкель тут же придумал название вынужденно обитаемой льдине—«Лагерь Шмидта».
26-летний Анатолий Ляпидевский был одним из тех лётчиков полярной авиации, кого бросили на поиски «челюскинцев», к тому же он был единственным пилотом, на момент катастрофы находившимся поблизости. Двадцать девять раз Ляпидевский в открытом самолёте в 40-градусный мороз вылетал на поиски «Лагеря Шмидта», но безуспешно: то погода портилась, то техника не выдерживала. Его самолётом был «АНТ-4», он же «ТБ-1»—тяжёлый бомбардировщик образца 1925 года. На 30-й вылет льдина с «челюскинцами» была обнаружена и первая партия людей спасена. Таков подвиг первого Героя Советского Союза…
Третий Герой—Василий Сергеевич Молоков (1895-1982). Родился в селе Ирининском Московской губернии (ныне Молоково). В детстве образования не получил. Работал мальчиком-посыльным в коробочной мастерской, подручным кузнеца в кузнице, молотобойцем в слесарно-кузнечной мастерской, слесарем на фабрике. Во время Первой мировой войны служил матросом и морским пехотинцем на Балтике, а после был переведён в морскую авиацию.
С 1921 года Василий Молоков служил морским лётчиком в гидроавиаотряде Воздушных сил Балтийского моря в г. Ораниенбауме. Командиром его отряда был знаменитый Борис Чухновский, нашедший в 1928-м потерпевшую крушение экспедицию Нобиле. С 1923-го по 1924 год Василий Молоков учился в Севастопольской школе морских лётчиков им. Троцкого в бухте Круглой. После сам стал её инструктором и обучил десятки пилотов, среди которых—трое первых Героев Советского Союза.
В марте-апреле 1934 года Василий Молоков вместе с другими лётчиками участвовал в экспедиции по спасению «челюскинцев». Он изначально был инструктором группы Николая Каманина, а после присоединился к ним и совершил перелёт с Камчатки на Чукотку—1500 км в открытом биплане «Р-5» в зимнем небе. Из пяти вылетевших долетели только двое—Молоков и Каманин. Дядя Вася, как Молокова называли в Арктике, был самым результативным—он спас 39 человек. Таков подвиг третьего Героя Советского Союза…
Четвёртый Герой—Сигизмунд Александрович Леваневский (1902-1937). Родился в деревне Сокулка Гродненской губернии Российской империи (ныне в Польше) в польской шляхетской семье. Подростком Сигизмунд был участником революции в октябре 1917-го и последовавшей за ней Гражданской войны. В 1925 году окончил Севастопольскую школу морской авиации им. Троцкого в Килен-бухте, его инструктором был Василий Молоков. В школе Леваневский считался лучшим учлётом. В 1928-1929 гг. он был лётчиком-инструктором Николаевской лётной школы Осоавиахима.
В 1933-м Сигизмунд Леваневский—уже лётчик в полярной авиации Главсевморпути. В этом же году он перегнал летающую лодку «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск. И в этом же году спас на Чукотке американского лётчика Джеймса Маттерна, став в США национальным героем.
Национальным героем в СССР Сигизмунд Леваневский стал в 1934-м после участия в спасении «челюскинцев». Леваневский и Слепнёв вылетели на Аляску для закупки новеньких самолётов «Флистер». Леваневский, несмотря на плохую погоду, решил перегонять самолёт на Чукотку, чтобы сразу же вылететь на спасение людей с льдины. Однако в пурге из-за плохой видимости самолет задевает скалу и терпит аварию. Летчик никого не спас… Однако, будучи любимчиком вождя, почетное звание получил, став четвёртым Героем Советского Союза…
Седьмой Герой—Иван Васильевич Доронин (1903-1951). Родился в селе Каменка Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Пугачёвский район, Саратовская область). С 1920 года Иван служил на Балтийском флоте. Выучился на минёра (до войны торпедистов называли минёрами), далее проходил службу на эсминцах. Затем Доронина командировали в Егорьевскую (бывшую Гатчинскую) авиационно-теоретическую школу РККА, которая в конце этого же года была объединена с Киевской школой авиации и перебазирована в Ленинград. В 1925 году Ивана Доронина перевели в Севастопольскую школу морских лётчиков им. Троцкого в Килен-бухте. Его инструктором был Василий Молоков. Далее Доронин служил в авиации Черноморского флота, а после был инструктором в морской лётной школе.
В 1930 г. Иван Доронин уволился из армии и стал работать в гражданской авиации. В этом же году он принял участие в экспедиции по исследованию Карского моря. Именно Иван Доронин первым пролетел над Верхоянским хребтом в Якутии, проложив сложную трассу между Якутском и Колымой,—до него пилотам этого не удавалось сделать из-за нехватки топлива. После катастрофы парохода «Челюскин» в феврале 1934-го Доронин вместе с пилотами Водопьяновым и Галышевым вылетели из Хабаровска на Чукотку. Все были в открытых самолётах, в 40-градусный мороз им предстояло пролететь 6000 км. Доронин летел на самолёте «ПС-4» («Юнкерс W-33»), долетели только он и Водопьянов. Из-за аварии при посадке на льдину Доронин спас только двоих. Таков подвиг седьмого Героя Советского Союза…
Девятый и десятый Герои—Александр Васильевич Беляков (1897-1982) и Георгий Филиппович Байдуков (1907-1994). Один родился под Москвой, другой—под Томском. В 1921 году Александр Беляков окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу и работал в ней преподавателем. Там же он экстерном сдал экзамен на звание лётчика-наблюдателя (штурмана). В 1936 году А.В. Беляков экстерном окончил Севастопольскую военную авиационную школу лётчиков им. Мясникова. Георгий Байдуков окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 году—Севастопольскую военную школу лётчиков им. Мясникова. Один стал штурманом, второй—непревзойдённым пилотом, мастером слепых полётов.
Оба они оказались в экипаже Валерия Чкалова, и 20-22 июня 1936 года на самолёте «АНТ-25» Александр Беляков в качестве штурмана совершил дальний беспосадочный перелёт Москва—Северный Ледовитый океан—Петропавловск-Камчатский—остров Удд в Охотском море, преодолев 9374 км за 56 часов 20 минут. Таков подвиг девятого и десятого Героев Советского Союза. Стоит упомянуть о совершенном ими ещё более значительном подвиге. Через год, когда 6 июня заработала первая в мире дрейфующая полярная станция экспедиции Ивана Папанина, в Арктике появилась связь и стали возможны перелёты над ней. 18-20 июня 1937 года Беляков и Байдуков в экипаже Чкалова на «АНТ-25» совершили первый в мире трансарктический беспосадочный перелёт из Москвы в США через Северный полюс—8504 км за 63 часа. Но повторно звание Героя Советского Союза тогда ещё не давали…

 

А. ОСТАШКО.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ