И ещё о школе № 3

4 декабря 2020 года газета «Слава Севастополя» опубликовала статью директора школы № 3 «Второе столетие школа № 3 держит лидерство». В третьем абзаце преамбулы к этой статье написано: «Пусть севастопольцы разных поколений, так или иначе связанные с легендарной школой, вспомнят её удивительную историю и, конечно же, добрым словом вспомнят учителей, чьими усилиями школа была не просто сохранена, а признана лучшей».

 

Коротко, буквально конспективно о себе. Я, Владимир Павлович Ткаченко 1936 года рождения, севастополец в 3-м поколении, житель осаждённого Севастополя, ученик и выпускник средней школы № 3 1953 года, считаю, что имею все основания гордиться именно этим. Мой отец 1904 года рождения поступил в Константиновское реальное училище, пережил всё смутное время революции и окончил уже то учебное заведение, которое с 11 июня 1926 года стало называться уже школой № 5 имени Карла Маркса. По моим стопам пошла дочь—поступила в школу № 3 и окончила её в 1978 году.
Я хочу в этой статье немного дополнить рассказ автора прошлой публикации своими воспоминаниями о годах золотой юности (лучше не скажешь!), проведённых в стенах родной школы.
Сказать, что это были трудные годы,—не сказать почти ничего. Шестой класс в 1948 году. Ещё голодно, ещё холодно, ещё всё разрушено. И школа тоже. Нет столов, нет парт: мы сидим в полном смысле слова на полу. И только у учителя есть стул.
Такой дисциплины, как «труд», не было—было «трудовое участие»: мы (не в ущерб основным, базовым дисциплинам) участвовали в восстановлении школы. И так продолжалось довольно долго.
Хочется назвать героев в деле восстановления и становления школы—прежде всего это первый послевоенный директор Вера Романовна Девочко. В памяти тех, кому довелось трудиться и учиться при её руководстве, она останется образцом человека долга и порядочности. Ну а разве может сложиться плохой коллектив при таком руководителе?
Назову поимённо педагогов, которые ковали из нас советских граждан. Это учителя русского языка и литературы Варвара Ивановна Мыс, Анна Васильевна Крюкова, учитель физики Евгений Иванович Смолов, учитель математики Мария Семёновна Чиченкова, учителя истории Екатерина Ефимовна Зильбершмидт (наш классный руководитель) и Ирина Марковна Роговская, учитель географии Нина Филипповна Панкратова, учитель химии Галина Ивановна Сущенко, учитель французского языка Земфира Ивановна Лушникова, учитель физкультуры Георгий Митрофанович Парамонов. Трудно сказать, кем они были больше для нас,—воспитателями или педагогами.
Буквально в год окончания школы (1953-й) судьба послала мне первое испытание. Меня не приняли в военно-морское училище по состоянию здоровья, и я, дабы не терять год, подал документы в Ленинградский кораблестроительный институт. При проходном балле 24 на факультет, куда я подал документы, я набрал 28 баллов (4 отличные и 2 хорошие оценки). И вот только тогда я, хотя ещё и не в полной мере, оценил качество нашего фундаментального (не побоюсь этого слова!) школьного образования.
Много позже, когда я стал отцом и дедом, началась реформа школьного образования. Довольно быстро я понял, что во многих вопросах организаторы реформы явно поторопились…

 

Эпилог

Не я придумал мудрость, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку (или воду). Но нет предела воображению человеческому! И мысленно возвратиться в школьные годы никто не воспрепятствует… Вот тогда снова почувствуешь эту атмосферу беззаботности: ты думаешь о стране, а она заботится о тебе—весь мир в кармане!
Одним словом: виват 3-я школа, виват!

 

В. Ткаченко, выпускник 3-й школы 1953 года.

Другие статьи этого номера