«Трактор» для Нептуна

«Трактор» для Нептуна

В погожий декабрьский день к главному входу балаклавских штолен подкатил трейлер с необычным по виду грузом. Он мог напомнить некогда знаменитый луноход. На месте оказался подъемный кран со стропами на крюке. Не прошло и 10-15 минут, как «кастрюля» (еще одно название рукотворного космического тела славного прошлого) взлетела в небо. Но не в заоблачную высь, ведь требовалось перенести груз на подготовленную площадку. И все дела. Но хлопот прибавилось. Директору Военно-исторического музея фортификационных сооружений Ю.С. Тарариеву для беседы с корреспондентом «Славы Севастополя» удалось выкроить время лишь пару дней спустя.

 

Юрий Семенович рассказал о планах возглавляемого им коллектива создать новую экспозицию музея, посвященную подводным спасательным аппаратам.
—Почему мы обратились к этой теме?—директор сам ответил на поставленный вопрос.—Балаклава—родина ЭПРОНа. Так сокращенно называли созданную здесь в 1924 году экспедицию подводных работ особого назначения. Помним мы также и о пользовавшемся известностью военно-морском техникуме ЭПРОНА. Его выпускников можно было встретить на всех флотах и флотилиях СССР. Уникальное учебное заведение располагало современной на то время материальной базой: подводными лодками, спасательным судном в том числе. Экспозиция спасательных аппаратов, пусть и разных эпох,—это прекрасный повод памятью обратиться к замечательным отважным людям.
Мне сопутствовало везение стать свидетелем доставки в Балаклаву необитаемого подводного аппарата «МТК-200» (он же «Катран-2», он же «изделие 479»).
—Вы правы, «изделие 479» сойдет и за луноход,—продолжил Юрий Семенович.—Но как только оно в 1968 году поступило в распоряжение военных моряков, к нему пристало не менее точное наименование—«трактор», за перемещение по морскому дну на гусеничном ходу.
«Трактор» сразу был задействован в процессах подъема «целины» на поисково-спасательной ниве. До сих пор, вот уже свыше полувека, необитаемый «МТК-200» из семейства подводных телеуправляемых аппаратов и удивляет, и радует, и поражает. С его помощью обеспечивались: обследование, ремонт и прокладка глубоководных кабельных трасс и трубопроводов; испытание морских образцов вооружения и военной техники; оказание помощи терпящим бедствие судам; картографирование подводных ландшафтов; глубоководные погружения субмарины; работы с затопленными взрывоопасными и токсичными объектами; обследование состояния подводной части кораблей и причалов; некоторые другие операции.
Какими только талантами не наделили «трактор» конструкторы и рабочие Уральского машиностроительного завода имени Ворошилова—филиала Ленинградского ЦНИИ «Гидроприбор»!
«МТК-200» был оснащен парой механических рук—манипуляторами, каждая на семь(!) степеней подвижности. Управляемый с находящегося на поверхности судна, на глубинах в несколько сотен метров аппарат выполнял сварочные работы, где надо, пускал в ход огненный (в царстве Нептуна!) резак металла.
Первый же «трактор» был задействован на Севере в ходе судоподъемных работ под кодовым названием «Глубина». Тогда было решено поднять на поверхность затонувшую в 1961 году на глубине 200 метров подводную лодку «С-80». На Черноморском флоте необитаемый подводный аппарат был задействован на спасательном судоподъемном судне «Карпаты».
В конце 60-х годов минувшего века оно было спущено на воду со стапелей Николаевского завода имени 61 коммунара. (Совсем недавно, в нынешнем году, с фасада административного здания этого прославленного предприятия украинские националисты-радикалы, иными словами, фашисты, «с мясом» выдрали макеты высоких государственных наград советской поры. Ими были отмечены успехи в труде поколения корабелов). В настоящих заметках уместно будет сказать, что в создании таких сложных комплексов, как «МТК-200», по кооперации были задействованы ученые и специалисты Уральска, Ленинграда, Москвы, Ленинакана и других городов из разных союзных республик.
«Тракторами» были оснащены также спасательные суда «Эльбрус», «Алагез»… В свое время на «Карпаты» поступили более совершенные аппараты и устройства. Тем не менее у спасателей руки не поднимались, чтобы сдать «МТК-200» на переплавку. Годами аппарат коротал время на режимной территории, пока его как экспонат не доставили в музей. Пошел счет дней иной жизни.
На новом месте «трактора» дожидался простенький на вид спасательный колокол. Его простота обманчива. На самом деле этот аппарат сложен в применении, но надежен. При определенном количестве погружений он присасывается к комингс-площадке терпящей бедствие подводной лодки. Таким образом попавшие в беду моряки оказываются на палубе корабля-носителя.
Броский на вид, покрытый свежей алой краской «АС-20»—автономный подводный аппарат проекта 1839. Он предназначен для выполнения подводных работ на глубине до полукилометра в течение двух суток. Его скорость—почти четыре узла. Максимально он может преодолеть в толще воды семь миль. Его обслуживает экипаж из шести человек. Их рабочие места размешены в тесноте, но без обиды при длине аппарата 13,6 метра, ширине корпуса 3,49 метра и высоте 4,87 метра.
—Мы подготовили интерьеры подводного аппарата для показа желающим посетителям музея,—сказал Ю.С. Тарариев.—Осталось добиться для гостей допуска на осмотр техники.
Есть что показать и есть что рассказать. Ведь команда «АС-20», нырнув на приличную глубину, могла помочь в поддержании жизнедеятельности экипажа аварийной подводной лодки и приступить к подготовке ее подъема.
—Был ли аппарат в действии?—спросили мы Юрия Семеновича, кстати, в прошлом подводника, капитана 1 ранга.
—Слава богу, обошлось, но, имея спасательный колокол, «трактор», «АС-20», иные средства спасения, моряки в гостях у Нептуна чувствовали себя уверенно.
На окаймленной скалами травянистой лужайке напротив бывшей конторы агрофирмы «Золотая балка» озеленители собрали из проволоки каркас, посадили вьющиеся растения. Получилась приличных размеров подводная лодка, а не привычные лебеди или дельфины. А рядом такие же зеленые буквы почти в рост человека: «Балаклава».
Хотя в известной бухте субмарины не базируются и, видимо, сюда уже не вернутся, но балаклавцы сохраняют верность витязям морских глубин. Тем более грядет подкрепление. Сегодня кажется реальным замысел установки на суше, рядом с уже имеющимися спасательными аппаратами выбывшей по возрасту из рядов действующих подводных лодок шестидесятиметровой дизель-электрической субмарины проекта «633-РВ». В настоящую подлодку турист определенно попадет.
…С каждым годом растет число приезжих на балаклавских улицах. Чаще слышу вопрос: «Как пройти к Музею подводных лодок?» Людской поток к нам будет расти.

 

А. Калько.

На снимке: посещение Военно-исторического музея фортификационных сооружений главой Российского императорского дома государыней—Великой княгиней Марией Владимировной (фото 2019 года), слева от почетной гостьи—Ю.С. Тарариев; новые экспонаты.
Фото автора.

Другие статьи этого номера