Азбука… равенства

Херсонес Таврический: итоги 2020-го

4 января 2019 года впервые был отмечен праздник, посвящённый изобретению французского тифлопедагога Луи Брайля,—Всемирный день азбуки Брайля, который был учреждён резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 2018 года.

 

Луи Брайль родился 4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре. В трёхлетнем возрасте Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз, начавшегося оттого, что мальчик поранился ножом наподобие шила в мастерской отца. И окончательно ослеп в 5 лет. Родители Брайля приложили максимум усилий для того, чтобы ребёнок получил образование. Его научили плести бахрому для конской упряжки, пригласили учителя для обучения игре на скрипке.
Алфавит Брайль изучал в местной школе для слепых при помощи палочек. В десятилетнем возрасте Брайля отдали в Парижский государственный институт для слепых детей. Методика обучения в нем была основана на восприятии на слух. Брайль был способным учеником, научился играть на пианино и органе. После окончания института ему предложили работать младшим учителем-репетитором.
Во время обучения в институте Брайль познакомился с «ночной азбукой». Она была разработана офицером Шарлем Барбье для военных целей—передача информации в ночное время. Запись осуществлялась путём прокалывания отверстий в картоне, чтение—путём прикосновения к картону, т.е. осязанием.
В 1824 году (в 15 лет) Луи Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих, названный в его честь. Шрифт Брайля используется по сей день во всём мире.
Ограниченные возможности людей, являющихся инвалидами по зрению, требуют отдельного внимания общества и государства. По данным ВОЗ, полностью слепых людей на Земле насчитывается более 35 миллионов. Азбука Брайля используется ими не только для чтения, но и для письма, которое также имеет свои особенности. Знаки пишутся методом прокалывания точек на обратной стороне листа справа налево—с тем, чтобы чтение было возможно в традиционной форме (слева направо). Со временем азбука Брайля была усовершенствована и усложнена новыми знаками, была приспособлена под многие языки мира.
Сегодня с помощью азбуки Брайля можно передавать не только буквы и цифры, но и музыкальные знаки, математические и научные символы.
Обеспечение равенства в правах играет для людей с ограниченными возможностями огромную роль. Азбука Брайля даёт таким людям право на общение, свободу выражения своих мыслей и взглядов, убеждений, а также обеспечивает доступ к произведениям мировой культуры и научным знаниям, способствует в преодолении социального барьера на пути к своему развитию.

И. КУЗНЕЦОВА, заведующая библиотекой-филиалом № 1 ГБУК Севастополя «РИБС».

Другие статьи этого номера