Большинство «за»: проект культурного кластера в Севастополе прошел общественные слушания

Я вернулась из...

В нашем городе завершились общественные обсуждения проекта культурно-образовательного кластера на мысе Хрустальном, на которых горожанам наглядно представили архитектурные концепции Театра оперы и балета и Академии хореографии. На утверждение правительства Севастополя документ будет вынесен в феврале.

 

Из-за пандемии обсуждения проходили в дистанционной форме. Предложения принимали в последнюю неделю декабря и во время новогодних праздников. Напомним: согласно распоряжению президента России Владимира Путина, в течение ближайших нескольких лет на территории страны в рамках проекта по созданию культурных кластеров будет построен ряд культурных учреждений. В их число вошел и культурно-музейный комплекс в Севастополе, включающий оперный театр, созданием которого занимается австрийский архитектор с мировым именем Вольф Прикс.
Как рассказала журналистам начальник управления развития городской среды департамента архитектуры и градостроительства Ирина Марочкина, в ходе слушаний от граждан поступило 265 предложений. Однако по Градостроительному кодексу легитимными признаны 28. «Речь идет о гражданах, которые владеют недвижимостью или проживают длительное время в указанных границах»,—пояснила Ирина Марочкина (то есть учитываются только мнения людей, проживающих на данной территории, а также собственников участков). Однако не все севастопольцы были согласны с такой постановкой вопроса. Многие считают строительство на мысе Хрустальном знаковым для всего города. Губернатор поручил департаменту архитектуры опубликовать все отзывы и подготовить на них ответы. «Некоторые предложения будут учтены»,—добавил он. Информацию обнародуют на следующей неделе.
«Предварительный анализ: 70% обращений носят положительный характер, 30%—негативный и умеренный. Более взрослое поколение выступает за сложившийся архитектурный стиль Севастополя, а молодые смотрят на развитие, выступают за предложенные архитектурные решения»,—сообщила журналистам начальник управления развития городской среды и уточнила, что путь участия в общественных слушаниях был прописан на сайте ведомства. «Горожане могли также письменно обратиться в департамент, в том числе по электронной почте»,—сказала Марочкина.
Многие из участников слушаний задавали вопросы о строительстве Музейно-мемориального комплекса защитников Севастополя в 1941-1942 годах, что был запланирован в составе кластера, но так и не представлен жителям (на месте будущего музея обнаружены археологические объекты, что внесло коррективы в сроки и, возможно, в границы будущего музея.—Ред.). Также горожане высказали опасения, что строительство крупных культурных объектов в центре города приведет к транспортному коллапсу, иные опасались строительства новых жилых домов. Кто-то хотел бы видеть здания Театра оперы и балета и Академии хореографии более классическими. На последнее замечание Михаил Развожаев, в частности, ответил: «Есть большой блок замечаний, что это не севастопольский стиль, но подражание архитектуре прошлого—не очень правильная тенденция. Мыс Хрустальный—это отдельное пространство, новый центр притяжения. Архитекторы его видят так, эксперты говорят о том, что каждому времени соответствует своя архитектура. Большинство приветствует, что на мысе Хрустальном в Севастополе появится частичка XXI века».
С такой точкой зрения согласны многие. «Последние лет 10 лет пытались объезжать Хрустальный стороной. Это был позор Севастополя. Теперь появилась надежда на изменения»,—отмечает одна из участниц обсуждения.
Губернатор сообщил, что проекты Театра оперы и балета и Академии хореографии переданы на госэкспертизу, на участках ведутся подготовительные и фундаментные работы, а строительство начнется в ближайшее время.

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
Фото с сайта правительства Севастополя.

 

Кстати

 

Австрийскому архитектору грозят санкциями за строительство оперного театра в Крыму

Украина грозит санкциями и уголовными делами венским архитекторам. Посол Украины в Австрии Александр Щерба уличил австрийское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au в деятельности в Крыму, а самого архитектора с мировым именем Вольфа Прикса пытался убедить «не разрушать свою репутацию участием в этой косвенной и в то же время однозначной легитимизации аннексии».

Как известно, на счету австрийского архитектора—уникальные здания Европейского Центробанка во Франкфурте-на-Майне, Музей BMW в Мюнхене, музей во Франции, ряд проектов в США, Китае и других странах. Его проекты отличаются сложностью и необычностью форм, а самого архитектора называют одним из главных идеологов нового направления—деконструктивизма.
Реакция официального Киева—призыв к введению санкций против Coop Himmelb(l)au Евросоюзом и готовность ввести собственные ограничения. Украинские националисты привычно травят Coop Himmelb(l)au и его директора в социальных сетях и отправляют оскорбления на сайт австрийского бюро. Но это не более чем жест бессильной злобы.
Что касается Прикса, то в ответ на критику он сказал: «Хотел бы я увидеть того, кто откажется от заказов в Крыму и Сибири». (Один из культурных кластеров будет возведен в Кемерово). По его мнению, участие венских архитекторов в подобном проекте в Севастополе не нарушает правил ЕС, поэтому угроз Киева они не боятся. «Слово «культура» в этих санкциях не упоминается, поэтому культурные объекты под них не подпадают»,—отметил он.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера