Я вернулась из…

Я вернулась из...

Медицина—это любовь,
иначе она ничего не стоит.
(Поль де Крюи,
микробиолог).

 

Волею судьбы совсем недавно я оказалась в «красной зоне». Мне пришлось многое увидеть и выслушать немало заболевших. Увиденным и услышанным захотелось поделиться. Может быть, кому-то это поможет, кого-то научит или даже спасёт, заставит остановиться и задуматься.

 

Только факты. Без комментариев

Начнём с того, что наши горожане, находясь на больничном, очень любят вызывать к себе домой специалистов различных коммунальных и социальных служб. Особенно это касается службы технической поддержки интернет-организаций города. Мастера постоянно подвергаются опасности заражения и распространению болезни среди других абонентов. Знаю об этом не по слухам—сын работает в одном их таких учреждений.
Итак, заболев, будьте готовы к тому, что в поликлинике у кабинета экстренной помощи можно просидеть долго, а вызывая врача или «скорую помощь» на дом, настройтесь на то, что будет трудно дозвониться по всем существующим телефонам регистратуры.
Кроме того, «скорую помощь» или врача можно прождать невероятно долго—с утра до вечера. Нередки случаи, когда медики госпитализацию не рекомендуют, а то и просто отговаривают от неё.
Если вас все же госпитализировали… В приёмном покое, куда вас привезёт «скорая», можно находиться до шести-семи часов, ожидая обследования, затем результатов этого обследования, беседы с дежурным врачом и принятия решения. За эти часы вам могут не измерить температуру, отправить в другую больницу, указав в сопроводительных документах, что температура у вас нормальная, а на самом деле это не так… Однако могут накормить тёплым супом и напоить горячим чаем.
Внимание! Рекомендую каждому иметь дома неприкасаемый «экстренный рюкзачок». В нём должны быть полис ОМС, паспорт, страховое свидетельство, результаты различных медицинских исследований и рекомендаций, предметы личной гигиены: маски, дезсредства, салфетки, туалетная бумага, градусник, свои, только вам свойственные индивидуальные лекарства (в больнице их может не оказаться), на первое время—полтора литра негазированной воды и какая-нибудь еда.

Пансионат «Изумруд»

Территория пансионата представляет собой красивую парковую зону на берегу моря, расположенную в одном из живописных районов Крыма,—в бухте Ласпи. Это недалеко от отрогов мыса Айя, рядом с заповедной зоной урочища Батилиман. Пансионат утопает в зелени можжевеловой рощи, поэтому воздух здесь всегда чистый, пропитанный целебными ароматами.
Корпус № 1 трехэтажный, в нем нет лифта. На каждом из этажей может находиться до пятидесяти пациентов разной степени тяжести—в основном лёгкой и средней.
Боксы рассчитаны на размещение от двух до четырёх пациентов. В палатах есть кондиционер, прибор «АрМед» для очищения воздуха, аппарат для подключения к кислороду, кнопка экстренного вызова. Не удивляйтесь, если вы нажмете на неё, но к вам так никто и не подойдёт (об этом напишу чуть позже).
Вниманию аллергиков! В пансионате нет гипоаллергенных подушек. Только перьевые! Нет и занавесок на окнах. Настройтесь на то, что всю ночь вы будете вести беседы со звёздами в лучах «софитов» нашего небесного спутника.
Состояние палат удовлетворительное. Здесь нет интернета, но в корпусе № 1 в наличии мобильная связь. Однако пополнить телефон или снять деньги нет никакой возможности—банкомат отсутствует.
Чистой бутилированной водой пансионат обеспечивает в достатке. В коридоре, возле постовой медсестры, имеются кулеры с горячей водой. Всегда можно приготовить чай (при условии, что его вы взяли с собой).
Пищу в пансионате не готовят. Её привозят из Балаклавы в закрытых контейнерах в одноразовой посуде. Контейнеры буфетчица развозит по боксам. Бывает, что доставка еды происходит со значительным опозданием. А все знают, что лекарства желательно принимать по часам после еды… Если причина в технических неполадках и пробках на дороге, то больные относятся к происходящему с пониманием. Пациентов удивляет другое: в дежурство некоторых медсестёр и буфетчиц даже привезённая вовремя пища стоит по часу в коридоре, остывая. И хоть из бокса выходить разрешается только в крайних случаях, находятся больные, которые не выдерживают и самовольно выходят в коридор, выбирают пищу на своё усмотрение, при этом оставляя без диетического питания тех, кому назначена щадящая диета (пациенты с заболеваниями ЖКТ, сахарным диабетом и др.).
Если вы поступили в пансионат во время приёма пищи, будьте готовы к тому, что покормят вас только в следующий раз. Сводки о поступивших передают три раза в сутки: в 7.00 (чтобы знать, сколько необходимо наборов еды к завтраку), в 12.00 (сведения к обеду) и в 17.00 (сведения к ужину).

Пациенты и их окружение

Пациенты в основном отзывчивые. Помогают вновь прибывшим: делятся влажными салфетками, туалетной бумагой, градусником…
Обращаюсь к нашим дорогим, уважаемым, любимым ветеранам и пенсионерам: не впадайте в детство! Ведите себя соответственно возрасту—осознанно и мудро.
Случай из жизни. В одном из сёл Севастопольской сельской зоны живёт семья из пяти человек. Бабушке всё время было скучно дома. Напечёт пирогов—и вперёд: угощает всю деревню! Чуть что—бежит по магазинам да к подружкам. Увещевания и просьбы близких не увенчались успехом. Итог: бабушка с подтверждённым ковидом и 75-процентным поражением лёгких поступила в больницу. Невестка—туда же и с тем же. А дома с ковидом остались сын, племянник и внук. Вот такой новогодний «подарок» от бабушки. К счастью, все живы. И даже бабушка, которой врачи честно сказали, что уже и не надеялись на её выздоровление.

Медицинский персонал

Не стану скрывать, что среди медицинского персонала есть те, кто пришёл работать исключительно ради денег. К счастью, неравнодушных специалистов гораздо больше.
Младший медперсонал, да и среднее звено, откликается на просьбы больных: могут привезти из города гигиенические средства, необходимые больному, или нужную ему лечебную воду. Часто персонал отказывается брать деньги за покупку.
Медицинских работников катастрофически не хватает. Многие из них уже переболели. Нередки случаи, когда больной медик продолжает выполнять свои обязанности. Получается, что больного может лечить больной.
Удивляет, что в век компьютерных технологий почему-то не доходят к лечащему врачу результаты анализов и исследований КТ, сделанные в поликлиниках, приёмном покое или ФАП. А без этих данных врач не может правильно оценить состояние больного и назначить соответствующее лечение. Ему приходится всё начинать «с нуля»: сбор анализов, вызов рентген-машины, ожидание результатов… А дорога каждая минута.
Нагрузка на персонал колоссальная! Привезли девять человек из дома престарелых. Всем—глубоко за восемьдесят, все лежачие, в памперсах. Кто-то плохо видит, кто-то плохо слышит, у кого-то анорексия, у кого-то температура 41,5… Через неделю всех перевезли в более совершенную клинику с необходимым технологическим оборудованием и специальным уходом за данным контингентом. Честь и хвала докторам—не потеряли ни одного, все живы!
Поступили дети из детского дома в возрасте от девяти до пятнадцати лет, которым никак не сиделось в боксах. Буйная подростковая энергия и просто детское любопытство требовали выхода. И вновь это головная боль для медработников, да и для больных.
Повторюсь: медиков не хватает. Именно по этой причине может остаться без ответа нажатие экстренной кнопки (писала выше). В этот момент медсестра, вероятно, находится не на посту, а в палате, делая кому-либо укол или ставя капельницу.
В помощь присланы студенты старших курсов различных медицинских вузов. Ребята могут не посмотреть назначения врача больному, принести не все необходимые лекарства или перепутать стаканчики с таблетками, забыть сделать укол или поставить капельницу… Я наблюдала за ними. Нерадивых, к счастью, мало. В основном молодёжь у нас выносливая и трудолюбивая. Сутки на ногах, запечатанные от пяток до макушки в специальные комбинезоны, перчатки, маски, очки… с красными воспалёнными глазами… Когда утром после смены они садятся в автобус—мгновенно засыпают. Водитель, доставив их до 5-го километра, долго не может разбудить, повторяя по нескольку раз: «Приехали». В ответ можно услышать детское: «Почему так быстро?»
И еще один момент, который остался без внимания руководства здравоохранения. Пациентов везут из разных уголков Севастополя и его сельской зоны на самый краешек земли, а вот о том, как им добираться обратно, не подумали. От пансионата до Ялтинской трассы—около четырёх километров крутого подъёма в гору. Не у всех больных есть автомобиль и знакомые с машиной. А если и есть, то очень часто они отказывают в подобной помощи. Таксисты тоже не хотят ехать в такую даль. Даже прославленный и всем известный региональный штаб «Мы вместе—Севастополь!» не оказывает подобной услуги!
Знаю, о чём пишу. Все приведённые факты проверены мною лично. Заинтересованным лицам могу назвать адреса, имена, фамилии, телефоны.
К счастью (как часто звучит в этой статье данное словосочетание), но действительно—к счастью!—рядом с больными находятся ангелы в белых халатах и защитных комбинезонах. Людей с большой буквы гораздо больше, чем дрожащих за свою шкурку тушек.
Не могу не склонить голову в низком поклоне перед этими людьми:
—Василий Филиппович Кондаков—полковник в отставке, председатель медико-социальной комиссии и член президиума совета Севастопольской городской организации ветеранов;
—Елена Васильевна Волкова—главный врач ГБУЗС «Севастопольская городская больница № 9»;
—Татьяна Владимировна Смирнова—лечащий врач;
—Анна Андреевна Лазарева—лечащий врач;
—Юрий Владимирович Казаченко—фельдшер «скорой помощи»;
—Владислав Валериевич Цурик—дежурный врач;
—Людмила Александровна Печёная—постовая;
—Элина Владиславовна Халикова—постовая;
—Никита Юрьевич Шепель—постовой;
—Наталья Васильевна Якимец—буфетчица.
Благодаря их компетентности, высочайшему профессионализму, чуткому отношению к пациентам, вниманию и доброте мы выходим победителями в борьбе с ковидом. Это герои нашего времени! Они принимают на себя самый сильный удар. Зачастую жертвуют собственным здоровьем на благо обществу. Да и можно ли выразить благодарность за спасенную свою жизнь или жизнь родного человека словами? Вряд ли. Люди, которые действительно это пережили, сохранят благодарность в своем сердце навсегда.
Очень прошу специалистов наградного отдела правительства Севастополя обратить внимание на эти фамилии и изыскать возможность наградить их медалью Даши Севастопольской за значительный вклад в оказание медицинской помощи населению города Севастополя, за милосердие и особую заботу в уходе за больными.
…Неоднократно перечитала написанное. Душа спокойна и готова к ответу за каждое написанное слово.
Так откуда я вернулась? Из ада? Из рая? Задумавшись, смотрю в окно. Перед глазами—величественные склоны мыса Айя. Ветер слегка качает верхушки деревьев, и кажется, что они танцуют загадочный, тантрическо-мистический танец шамана. И вдруг понимаю: ад, он внутри тех, у кого отсутствует сострадание, а значит, и душа. Он внутри тех, у кого в наличии имеются только зловонные тушки, дрожащие за свои (далеко не лощеные) шкурки. Это они творят ад на земле, тянут одеяло на себя, не способны сострадать и помогать, не умеют ценить жизнь в любом её проявлении, будь то растение, животное или Человек.
Нам же всем необходимо включить собственный разум, осмотреться с точки зрения ответственности за себя и своё будущее.

Г. КОНДРЮКОВА,
член Союза журналистов России,
член правления Союза писателей Республики Крым,
инструктор Севастопольского Дома ветеранов.

Другие статьи этого номера