Грозит ли крымским отелям звездная болезнь в сезоне-2021?

Новый российский сервис поиска жилья будет предлагать объекты в Крыму

Участники рынка опасаются, что после прошлого лета крымские отели переориентируются на прямых клиентов и повысят цены. Первые звоночки уже прозвучали. Но есть и те, кто не видит причин для беспокойства, полагая, что такое могут себе позволить лишь 3-4 отеля на полуострове. А последнее слово остается за внешним фактором: или откроют границы, или Крым и Краснодарский край и в сезоне-2021 окажутся главными бенефициарами пандемических ограничений.

 

В закрытых профессиональных группах жалуются, что некоторые крымские отели и минувшим летом неохотно работали с турбизнесом, предпочитая прямых клиентов. Совсем недавно «Крымский бриз» отказался от сотрудничества с агентствами, хотя летом-2020 давал комиссию до 15%. Правда, уже осенью она снизилась вдвое. «Ялта-Интурист» расторгла с некоторыми компаниями договоры, полностью переключившись на крупных туроператоров. Гораздо труднее, чем в прошлом году, заключить договор на 2021 год с отелем «Мрия». Участники рынка предлагают туроператорам и агентствам консолидироваться и все нелояльные объекты размещения отправлять в «черный список».
Однако не всем ситуация представляется столь пессимистичной. По словам директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, договорная кампания с крымскими объектами размещения на 70% уже завершена и никаких отрицательных новостей не принесла. «Перегрева на крымском рынке я не вижу. Да, собственно, и не с чего крымским отелям вдруг резко менять условия сотрудничества с турфирмами. Речь может идти об объектах, которые занимают на рынке исключительное положение, а таких в Крыму—максимум три-четыре»,—говорит он.
К тому же сезон-2020, по словам Сергея Ромашкина, можно назвать успешным только условно. Месяцы простоя отелям компенсировать было очень трудно. У них же ограниченная емкость, и если в отеле 200 номеров, он не может в момент высокого спроса продать 400. Это туроператоры могут удвоить объемы, а они—нет. «Поэтому большинство крымских объектов, учитывая к тому же их большие коммунальные расходы, завершили год с убытками. Не думаю, что в такой ситуации они будут ссориться со старыми партнерами, которые помогают им с загрузкой»,—убежден эксперт. В компании «Дельфин» ведут статистику отелей, которые отказываются от партнерства с компанией или ужесточают условия работы. «Такие всегда были, есть и будут. И не только в Крыму, во всех регионах. Одни уходят, другие приходят—ежегодно, независимо от пандемии. Иногда гостиница «уходит» от нас на какое-то время, затем вновь начинает сотрудничество. Ротацию в пределах 5% в год мы считаем нормальной. В пределах нормы сейчас и Крым»,—пояснил Ромашкин.
Президент севастопольской компании «Кандагар» Борис Зелинский также полагает, что речь идет о единичных случаях, а не о тренде. «На это могут пойти отдельные отели в силу какой-то своей специфики, такие, как тот же «Крымский бриз», который ориентирован на обслуживание сотрудников «Газпрома»,—пояснил он.—У них могут быть свои основания для изменения политики, а большинство отелей в Крыму настроено на сотрудничество с турбизнесом, прекрасно понимая ценность этого канала продаж».
Более того, как полагает Б. Зелинский, некоторые крымские объекты возлагают на турбизнес слишком большие надежды. Как показали основные «договорные» месяцы декабрь-январь, не отели диктуют условия операторам, а наоборот. Тенденция такова, что несколько ведущих игроков на внутреннем рынке буквально монополизируют некоторые крымские отели, выкупая их полностью под себя. «Некоторые гостиницы на это идут. Но я считаю, что им не стоит так рисковать и складывать все яйца в одну корзину. Если откроются границы, они окажутся в очень незавидном положении»,—говорит г-н Зелинский. А вероятность открытия границ к концу весны очень велика.
Вице-президент по стратегическому развитию Cosmos Hotel Group Сергей Толчин, напротив, полагает, что открытие границ уже ситуацию кардинально не изменит: «Выезд в 2021 году вряд ли восстановится в прежнем объеме. Курс валюты хотя и стабилизировался, но остается на очень высоком уровне. А покупательная способность россиян довольно сильно упала. Кого-то будет сдерживать коронавирусный фактор, ведь о результатах вакцинации и коллективном иммунитете можно будет говорить, скорее всего, не раньше чем к концу года. Прогнозировать выездной сезон в таких условиях очень трудно, поэтому и наступающее лето пройдет в основном на российских курортах».
В этих условиях неизбежно будет нарастать тренд на повышение уровня гарантий или, как минимум, упорядочение условий сотрудничества российских отелей и турбизнеса. «Отели чувствуют, что внутренний рынок сейчас уже другой. К нему проявляют интерес крупные игроки, появились чартерные программы, причем еще до пандемии,—говорит Толчин.—Но большинство операторов предпочитают получить от гостиниц максимальную комиссию, а с объемом—как получится. У отелей своя логика: хочешь наиболее высокую комиссию, бери на себя и часть риска по загрузке не только в пик сезона, но и по его краям. В итоге объекты размещения все чаще отдают предпочтение тем операторам, которые выкупают коммитменты или вносят предоплату». Сфера гостеприимства—одно из основных направлений развития российской экономики, внутреннего туризма и экспорта услуг. По словам Сергея Толчина, идет активное становление национальной структуры гостеприимства, а 2021 год вполне может стать катализатором скорейшего выстраивания более современных взаимоотношений российских отелей и турбизнеса.
RATA-news.

Другие статьи этого номера