Нам пишут…

Нам пишут...

Тема граффити неисчерпаема. Хочешь не хочешь, так получается. Предлагаемые сегодня вниманию читателей образцы настенного творчества—отнюдь не результат намеренного поиска. В течение сравнительно короткого времени они оказались в поле зрения в различных районах города: в Камышовой бухте, в Балаклаве и ее окрестностях, у городского кольца, на Северной стороне—везде.

Приведенное выше утверждение об отсутствии намеренного характера составления предложенной мной коллекции не совсем точное. Кого удивишь каракулями и мазней? Фотоаппарат срабатывал лишь у надписей, как кажется, с загадкой, с «изюминкой», с текстом философского содержания, содержания настолько глубокого, что нам не дано постичь заложенное в словах значение. Пример рядом: «Ни смысла, ни посыла. Можешь идти». Что было делать? И я пошел, пока не уперся в творение следующего «мыслителя»: «Не надо быть правильным, надо быть настоящим». А как это? Настоящий—не всегда правильный? На противоположном конце города ожидает предостережение: «Завтра может быть поздно». Страшно, аж жуть!
Блоки песчаника на основании кладки дикого камня кричат: «Наше искусство начинается здесь. Живи!» Где, собственно, искусство начинается? Рядышком, наискосок через дорогу, некий обладатель каллиграфического почерка с изумительными завитушками обратился к обращенным ко всем эпохам нетленным строкам Александра Пушкина:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы…
Далее—по тексту… Кто скажет, какие мысли и чувства побудили неизвестного или неизвестную обратиться именно к этому творению гения поэзии? На поставленный здесь вопрос точнее могут ответить социологи, психологи, прочие специалисты в области общественных отношений.
Встречаются и граффити, нанесенные человеком, пребывающим в более-менее положительном расположении духа. Как успокоить сограждан? Решение простое: веселая мордашка смайлика и слово «Антигнев».
На железобетонные плиты ограждения более чем метровыми буквами белым по серому нанесено: «Не пыли!» То ли это просьба, адресованная водителям машин, то ли требование к эмоционально настроенному соседу. Одно из двух: «Не пыли!»
Каюсь, в неположенном месте сам готов подписаться под текстом следующего содержания: «1945-2020. Победили коричневую чуму». Начало—распылителем с черной краской. Дополнение, судя по всему, соавтора—иным почерком красной краской: «Победим и COVID-19!!!»
Вспомнил конец 40-х годов минувшего века. Тяжелая послевоенная пора. Алых полотнищ под лозунги нет. Одежду людям не из чего шить. А праздники, между тем, никто не отменял. Вождя народов славили после свежей побелки на стенах общественных зданий и даже под стрехами коровников.
Коллекция копий граффити (с моей точки зрения, в чем-то оригинальных) насчитывает десяток фотографий. На одной из них запечатлена стеклянная плоскость автопавильона, расположенная в Балаклаве у офиса рудоуправления. Эта плоскость—как школьная доска в классе. От случая к случаю надписи на ней не без труда смывают. Однако после влажной уборки прохожие прочитали: «Молодость всё простит». Подпись—сердечко. Что простил, судя по всему, вступающий в жизнь человек, может, еще старшеклассник? Вполне возможно, приведенный в порядок автопавильон прощен балаклавцам.
Согласитесь, не дело «украшать» стены, заборы, двери, скамейки в парках текстами любого содержания, а уж каракулями, мазней—тем более. Они обезображивают, придают неряшливый вид улицам, городу, навевают тоску. Вдобавок перед приезжими неловко.
Долго жилось с горьким убеждением, что пачкунов за содеянное не привлекают к ответственности. Наконец дождался публикации в родной «Славе» фотографии, на которой запечатлены юноши, возвращающие опрятный вид стене, испоганенной ими накануне.
Редкий пока случай. Он должен стать правилом. Есть кому по служебным обязанностям следить за порядком. Почему бы там, где нужно, не установить дополнительную видеоаппаратуру? Верно также было бы папам, мамам, дедушкам, бабушкам изымать у своих чад краску в баллончиках. Для общей пользы.

А. КАЛЬКО.
Фото автора.

Другие статьи этого номера