В январе 2021 года исполняется 100 лет со дня образования Морского колледжа Севастопольского государственного университета (бывшего Севастопольского судостроительного техникума).
Его официальным прародителем принято считать Севастопольский народный политехнический техникум, преобразованный в августе 1922-го в вечерний рабочий техникум по подготовке специалистов—строителей и электротехников. Но знаете ли вы, что история морского технического образования в нашем городе началась еще в 1905 году?
В августе 1905 года на основании утвержденного 13(26) июня 1905 г. императором Николаем II «Положения об учебных заведениях для подготовки судовых механиков торгового флота», при Севастопольском порте была открыта Школа судовых механиков (находилась в нынешнем доме № 21 на ул. Суворова). В 1922-м на ее базе был открыт Севастопольский морской рабочий техникум Центрального управления морского транспорта (ЦУМОР).
9 июля 1924 года газета «Красный черноморец» писала: «Техникум (начальник—инженер М.К. Рыбарский) является одним из основных в республике. Он великолепно оборудован и уже в течение 20 лет снабжает торговый флот высококвалифицированными механиками и машинистами из среды моряков и местных рабочих, которые одни только и принимаются в техникум».
Однако в конце 1924 года по причине прекращения финансирования со стороны ЦУМОР Морской техникум был передан Крымскому наркомату народного просвещения и объединен с Севастопольским вечерним рабочим техникумом. В 1925-м на «Севморзаводе» после 15-летнего перерыва было заложено первое крупное морское судно—лесовоз «Михаил Фрунзе». В связи с необходимостью подготовки высококвалифицированных заводских специалистов—судостроителей и судовых механиков для гражданского флота в 1927 году на базе вечернего рабочего техникума был открыт Судостроительно-механический вечерний техникум с судостроительным, судомеханическим и электротехническим отделениями. Директором техникума стал И. Попов.
В 1930-м техникум, располагавшийся в здании бывшего Константиновского реального училища (ныне школа № 3 на ул. Советской), вошел в состав Государственного всесоюзного объединения морского судостроения «Союзверфь». В 1931 году в техникуме было 39 преподавателей и 470 учащихся. С 1939 года Севастопольский судостроительный техникум находился в составе вновь сформированного Наркомата судостроительной промышленности и размещался в здании бывшей гимназии Ахновской (на месте нынешнего памятника В.И. Ленину).
С началом Великой Отечественной войны техникум был эвакуирован в Астрахань, а затем в Алма-Ату, где работал до 1948 года. После возвращения в Севастополь и до 1960-го размещался на ул. Гоголевской (ныне Гоголя), в специально построенном для техникума комплексе зданий. В 1960-м в связи с передачей этих зданий филиалу Николаевского кораблестроительного института техникум был переселен в здание бывшей гостиницы Киста на площади Нахимова. А в 1985 году техникум разместился в новых зданиях на улице Репина.
С развалом СССР техникум вынужден был свернуть подготовку специалистов-судостроителей и с 1993 г. стал политехническим. В 2004-м он был реорганизован в Севастопольский морской колледж Киевской государственной академии водного транспорта, а в 2014 году вошел в состав Севастопольского государственного университета.
Среди студентов и преподавателей техникума разных лет: воентехник М.В. Харченко, командир легендарного бронепоезда «Железняков»; Г.П. Гузов, член Севастопольской коммунистической подпольной организации; санинструктор Е.Ф. Дерюгина, героически погибшая при освобождении Севастополя в мае 1944 года; инженер-контр-адмирал В.И. Головин—начальник секции кораблестроения Научно-технического комитета ВМФ СССР; доктор технических наук профессор Н.Н. Салов, выдающийся специалист в области морских и авиационных газовых турбин; С.Л. Слуцкер, главный строитель «Севморзавода»; Б.А. Синицкий, директор Выборгского судостроительного завода; Н.А. Полонский, корабельный инженер, художник и историк флота, и тысячи других специалистов-судостроителей и моряков.
Ю. СТОГНИЙ, научный сотрудник Севастопольского военно-исторического музея-заповедника.