Разговоры в транспорте—«лакмусовая бумажка» нашей культуры?

Весенний аккорд севастопольских парламентариев

Утро рабочего дня. В микроавтобус заходит женщина и, заняв место у окна, начинает долгий разговор по мобильному телефону. После десяти минут непрерывного активного обсуждения минувшего дня и ближайших планов соседка по салону не выдерживает: «Да хватит уже болтать! Неприятно все это слушать».
—А вам какое дело? Хочу и говорю!—парирует женщина с мобильным.
—Есть дело!—включается в перепалку пожилой мужчина.—Сразу видно, что вы не из Севастополя. У нас разговаривать по телефону в общественном транспорте не принято.
—Ишь ты, может, к вам в Севастополь вообще не приезжать?—заводится «говорунья».—А то чуть что, сразу слышишь: «Понаехали!» Я, между прочим, побольше вашего здесь живу.
—Не больше,—отвечает мужчина.—Я в Севастополе с 1970 года на флоте служу.
—Небось, сначала в российском, а потом в украинском?
—Нет, представьте себе, в российском. И если понадобится, за честь Севастополя постою! А откуда вы к нам приехали? Видно, что не местная. Не правы, а ругаетесь.
—Да что вы говорите! Я не права? А где сказано, что в транспорте нельзя разговаривать по телефону?
И действительно, существуют ли подобные запреты и как севастопольцы относятся к разговорам по мобильному телефону в общественном транспорте? Выяснить это мы решили с помощью традиционного «Вопроса в лоб».

 

Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого

—К разговорам по мобильному телефону в общественном транспорте отношусь отрицательно,—отвечает на вопрос Олимпиада Алексеевна Никольская.—Порой говорят так, что слышит весь салон. Но когда делаешь замечание, отвечают грубо. Скажите, зачем мне, 82-летней пенсионерке, слушать конфиденциальную информацию о чьих-то счетах или развлечениях молодежи? Причем в троллейбусах разговаривают не так часто, а вот в микроавтобусах даже водители по телефону звонят и говорят во время движения.
—Недавно ехала в автобусе с работы и наблюдала достаточно шокирующую картину: парень лет 25 обсуждал с кем-то по телефону свои похождения с обильным употреблением алкоголя и развратным образом жизни,—делится мнением Людмила Олеговна.—Он все описывал в красках, а ведь в автобусе ехали еще и дети! Попробуй объясни после этого ребенку, что так, как дядя, вести себя нельзя. Рядом сидящие пассажиры пробовали его урезонить, но парня это еще больше раззадоривало. Так и продолжал говорить, пока не вышел.
Да, бывают случаи, когда кто-то тебе позвонил, но ты едешь в автобусе, а до конца поездки еще далеко. На мой взгляд, кратко ответить допустимо. Главное—это умение разговаривать тихо и не разводить долгую дискуссию. Если же планируется долгий (а особенно интимный) разговор, то стоит сказать собеседнику, что перезвоните ему. Для меня, например, неприемлемо, если кто-то будет слушать информацию о проблемах на моей работе или узнавать подробности моей личной жизни.
—Громко и долго говорящий по телефону в транспорте человек нарушает наше личное пространство, так как мы не можем далеко отойти от него. И в случае элементарного невежества, и в случае осознанно вызывающего поведения нельзя толерантно относиться к нарушителю,—уверен Александр Сергеевич.
—Однажды попала в маршрутке на разговорчивого парня, который в подробностях рассказывал другу, как попасть к нему на дачу, где ключ, как калитку открыть (там целая система!),—делится личными впечатлениями Светлана Геннадьевна.—В итоге не выдержала и сказала ему, что теперь мы все в курсе его секретов и можем в любое время попасть к нему на дачу. Такие разговоры раздражают. А еще выводят из себя любительницы поговорить в транспорте друг с другом. Так, на днях ехала вместе с двумя такими вот тетками, которые всю дорогу обсуждали свои проблемы. По мере наполнения автобуса людьми они продвигались по салону, дошли до меня. А когда я оказалась между ними, так одна кричала своей подруге через меня, а та ей отвечала. Автобус был забит, я терпеть это хамство (по-другому не скажешь) не стала, возмутилась. Но рот таким не закроешь. Обсудили меня: типа «молодежь не любит разговоры пенсионеров, не уважает» и так далее. Мне даже захотелось стукнуть их, чтобы замолчали.
—Я работаю в такси,—рассказывает Владимир Степанович.—Каждый второй (а иной раз и каждый первый) пассажир считает своим долгом, сев в машину, начать разговор по телефону, причем разговор—ни о чем. Они просто убивают время в поездке. Иные, прекратив беседовать с одним абонентом, сразу же ищут в записной книжке, кому бы еще позвонить. Хорошо, если поездка короткая. Но иной раз, когда уже не выдерживают нервы, я спрашиваю: «Вам удобно?» Некоторые с полуслова понимают намек, прекращают разговор. Другие же выражают недовольство. А ведь пустая болтовня действует на нервы, отвлекает от дороги, когда пассажир в процессе разговора что-то воскликнет. Неужели люди не понимают, что находиться с ними на двух квадратных метрах и слушать их сплетни просто невыносимо? Пассажиры говорят по телефону от скуки, чтобы скоротать время в пути, а водитель вынужден слушать их треп целый день. В Японии, например, в общественных местах по телефону вообще не разговаривают—не принято. Все телефоны стоят на вибрации, и если у кого-то запиликало, значит, это иностранец.
—Новые современные средства связи порой выявляют нижайший уровень культуры многих людей,—считает Раиса Константиновна.—Это такая «лакмусовая бумажка» нашей культуры. Если важный звонок, на который нельзя не ответить, то тогда ничего не поделаешь. А если просто поболтать ни о чем, тогда следует сказать: «Я не могу говорить, перезвоню позже».
—Мне все равно, я просто не обращаю на это внимания. Примерно так же, как на шум ветра. Шумит и ладно,—утверждает Игорь Михайлович.—Да, закона, запрещающего разговаривать по телефону в общественном месте, нет. Только при чем тут закон? Человек находится в общественном транспорте, кругом люди, которые едут, возможно уставшие, с работы. Им дополнительный шумовой эффект ни к чему. И не все могут абстрагироваться, как я. А может, у кого-то голова болит или плохое самочувствие, может, несчастье какое… Да, свободу самовыражения никто не отменял. Но, как гласит известная фраза, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

Правила этикета

Согласно статистике, мы проводим в общественном транспорте в среднем час в день. И для подобных случаев тоже есть свои правила этикета.
Так, не нужно сразу ломиться в двери едва подошедшего троллейбуса или автобуса. Дайте людям выйти и только тогда заходите. Не проталкивайте маленьких детей вперед, чтобы они забежали и сели. С одной стороны, это некрасиво, с другой—их могут просто снести выходящие, особенно в час пик.
При входе в транспорт необходимо снимать с плеч рюкзаки и объемные сумки, чтобы не доставить неудобство остальным пассажирам. Даже большую дамскую сумку стоит снять с плеча и держать её на уровне колен.
Все сидячие места предназначены для людей старшего возраста, с ограниченными возможностями здоровья, для будущих мам и пассажиров с маленькими детьми. Если эти люди сидят, а свободные места остаются, то занять их разрешается женщинам. Женщина может уступить место мужчине лишь тогда, когда он является пожилым человеком, инвалидом или плохо себя чувствует.
Если мужчина находится в общественном транспорте со спутницей, то он обязательно должен поблагодарить того, кто уступил ей место.
Уступать место лучше после визуального контакта. Это поможет понять, нуждается ли человек в такой любезности. Молча вставать и указывать человеку на свое место не стоит. Следует произнести фразу: «Присаживайтесь, пожалуйста».
Многие люди плохо переносят резкие запахи, поэтому выливать на себя флакон духов или заходить в общественный транспорт после того, как вы поужинали острым буррито с чесноком, по возможности не стоит—воспользуйтесь жевательной резинкой.
Слушать музыку, играть в игры на гаджете можно только в наушниках. Громкие звуки могут мешать остальным пассажирам, раздражать их. То же касается и разговора по мобильному телефону: если следовать правилам этикета, то человек, который хочет поговорить по телефону, должен отойти от людей не менее чем на 4-5 метров.
Таким образом, в пустом автобусе пассажиры, сидящие сзади, могут спокойно разговаривать по телефону, они не будут никому мешать. В противном случае лучше перезвонить позже или не затягивать разговор на продолжительное время. Помните, что соблюдая правила этикета, вы сбережете и свои, и чужие нервы.

Елена ИВАНОВА.

 

Предлагаем нашим читателям очередной «Вопрос в лоб»: «Насколько доступна «Доступная среда» в Севастополе?»
Ответ можно дать в пятницу, 5 февраля, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислать на электронный адрес редакции (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 8 февраля.

Елена Иванова

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера