Штаб с «горячей линией» +7-978-650-84-09

Один вместо четырех:  в Центре крови  на полную мощность заработал современный иммуногематологический анализатор

Каждый день и врачи, и все севастопольцы с надеждой открывают сводки по заболеваемости COVID-19 и верят, что уже вот-вот статистика станет обнадеживающей, а затем число заболевших и вовсе сойдет на нет. К сожалению, пока цифры держатся пусть и на стабильном, но все еще высоком уровне. Именно поэтому напряженно трудятся врачи и четко функционируют штабы.
Изначально работал единый штаб для координации действий врачей, обеспечивающих выявление и лечение больных, заразившихся COVID-19, он был создан в апреле 2020-го. Осенью ушедшего года штабы разделили. Образовался центр для координации работы для взрослых и отдельно для работы с детским населением. С 20 октября работать координатором выездной бригады по Covid-19 ГБУЗС «ГБ № 5 «ЦОЗМИР», или, как принято говорить, штаба, созданного для детей, был направлен Эдем Куртаев. К нему мы и обратились за разъяснениями, как работает штаб, что важно знать родителям и чем можно помочь врачам.

 

—Эдем Русланович, прежде всего вопрос о том, почему произошло разделение?
—Мы нарабатываем опыт. И сама болезнь, и то, как ее лечить, становится всё понятней, мы можем совершенствовать организацию работы и делаем это. Если проанализировать число пациентов, то мы уже знаем, что, к счастью, количество детей, которые заболели COVID-19, значительно меньше, чем взрослых. Дети чаще всего у нас регистрируются как контактные, т.е. родители болеют, дети—контактные. Опять же каждый должен заниматься своим делом: педиатр лечит детей, терапевт—взрослых. Объективно—чем больше медицинских групп, которые сформированы для лечения вируса, тем меньше нагрузка на одну группу, тем эффективнее работа.
—Можно конкретизировать, как происходит работа в вашем штабе, каковы его функции?
—Прежде всего важно отметить, что мы ведем работу с теми детьми, которые лечатся или наблюдаются дома. Мы не занимаемся стационаром. Смысл работы заключается в выявлении COVID-19 у контактных лиц при наличии симптомов, в первичном амбулаторном лечении, обследовании, по необходимости—в ведении пациентов до выздоровления. Бывают случаи, когда заболевают неконтактные, а к нам уже приходят с положительным результатом теста от участкового врача. Этих детей мы тоже ведем. Работа организована таким образом для того, чтобы ограничить контакты медицинского персонала с инфицированными пациентами,—это обеспечивает безопасность детей, которые приходят к нашим врачам на амбулаторный прием. Поэтому мы стараемся на стадии обращения разобраться, к кому отправлять врачей, работающих с Covid-19, а к кому направлять участкового врача-педиатра, к которому потом придут здоровые дети. Мы уже располагаем информацией, что если человек заболел, то за сутки или двое до появления симптомов он уже может выделять вирус и заражать окружающих. Поэтому нам важно уберечь наших врачей.

—Каков алгоритм вашей работы, что происходит после того, как вы получили вызов от пациента или, точнее, от его родителей?
—Если в семье есть контакт по COVID-19, собираем данные о том, сколько детей в семье, где проживают и какого числа был контакт, наблюдаем минимум 14 дней. Если симптомов нет, ведем медицинское наблюдение. Наш волонтер звонит каждый день, узнает у родителей о состоянии ребенка и отмечает в журнале. Если у ребенка положительный тест, но никаких симптомов нет, стараемся звонить два раза в день—утром и вечером. Обязательно оставляем наши контакты и предупреждаем: если симптоматика появляется—сразу вызываете нас. Иногда не дозваниваемся. Перезвонить не всегда получается. Ориентировочно на одного волонтера приходится по 180 звонков в день.
Если появляется симптоматика, на первичный выезд едет врач, осматривает, выдает противовирусные препараты. Медсестра берет мазок. Если получаем подтверждение наличия COVID-19, выдается второй противовирусный препарат. Если есть сопутствующие заболевания, пациенту врач назначает и выдает другие препараты. Дети полностью обеспечиваются бесплатным лечением. Родители пишут расписку о том, что знают, что такое самоизоляция и как ее нужно соблюдать.

—Какие вопросы возникают у родителей? Может, есть жалобы на то, как организована работа?
—У родителей могут возникнуть вопросы, связанные с тем, что их во время выезда врача не обеспечили препаратами для лечения ребенка. Такое может произойти, если количество вызовов оказалось больше, чем запас препаратов, которые взяли с собой. Лишнее брать нельзя, препараты хранятся в холодильнике при определенной температуре. Количество вызовов не всегда удается точно определить. В такой ситуации родители звонят нашим волонтерам, все подробно рассказывают, и мы довозим все необходимое. Это нормальная практика, без лекарств никто не остается.
Важно отметить, что иногда жалуются, что не могут дозвониться. У меня три телефонных аппарата, они звонят бесперебойно. Если звонят все одновременно, у меня просто рук не хватит ответить на все звонки. Поэтому просим родителей проявить терпение и настойчивость. Не дозвонились—наберите наш номер еще раз. Мы действительно стараемся ответить всем без исключения и обеспечить помощь. Если до вас не доехала наша бригада сегодня, не сомневайтесь, завтра утром они будут у вашего ребенка.
Бывают дни, когда на бригаду приходится по 30-35 адресов. По каждому чаще всего проживает не один ребенок. Осмотреть важно каждого. Наши доктора выезжают в восемь утра и возвращаются в семь вечера. О таком понятии, как «обеденный перерыв», уже никто и не помнит.
Еще одно сложное обстоятельство, на которое жалуются родители,—это невозможность указать время, когда мы сможем приехать. Вызовы поступают разные. Тот врач, который координирует передвижения бригады из кабинета, должен расставить приоритеты. Есть дети, у которых очень высокая температура, есть младенцы, есть только выписанные из роддома детишки, у мамы которых положительный тест на COVID-19. Вызовы поступают постоянно, поэтому так же, как очередность, корректируется маршрут. Бригада одна, расстояния между районами большие, в период сильной загрузки наших транспортных артерий возможны пробки. Поэтому просим отнестись с пониманием к тому, что мы говорим: «Приедем в течение рабочего дня». Сегодня у нас работает уже две машины, что позволяет медсестру без доктора отправлять делать мазки, а в это время врач на второй машине продолжает ездить на вызовы. Работать стали оперативней.
Есть еще один не до конца отработанный вопрос—лечение детей, которые прошли тест в частных лабораториях, а оттуда нам не передали информацию о результатах. Опять же обращаемся к родителям: проверяйте, переслали из частной лаборатории ваши результаты к нам или нет. Вопросы маршрутизации и в этой ситуации мы отработаем, дайте немного времени.

—Какую помощь оказывают волонтеры?
—Просто огромную и неоценимую. Мы подготовили для наших волонтеров протокол действий. Ребята четко знают, какую информацию они должны зафиксировать и что они должны ответить. Волонтеры обзванивают всех, кто у нас стоит на контроле: это и контактные дети, и те, у кого положительный тест. Если есть малейшие вопросы, они тут же подходят к врачу-координатору, уточняют информацию и отвечают родителям. Если необходимо, врач сам перезванивает и консультирует.
Нам помогают волонтеры, которые участвуют в движении «Мы вместе—Севастополь». До того как к нашей работе подключились волонтеры, наш рабочий день длился с восьми утра и до самого позднего вечера. Если удавалось уйти домой в 23 часа, это было очень хорошо. Сейчас благодаря нашим помощникам мы справляемся до 20 часов, если не возникло никаких сложных обстоятельств. Спасибо им огромное. Более того, в штабе движения посмотрели, как у нас идет работа, поняли, что ни на что оторваться мы просто физически не в состоянии, и стали нам привозить упаковки с обедами. Это большое подспорье, потому что сделать перерыв, чтобы поесть, просто не успеваем.

—Можете привести данные, которые характеризуют и вашу загруженность, и уровень заболеваемости среди детей?
—В январе наша бригада побывала у 750 детей, из них ОРВИ—у 311, COVID-19 перенесли 215. 90 детей пришли с участков, и мы вели ежедневный контроль, ездили к ним, как и ко всем, делать тесты, привозили лекарства, контролировали состояние здоровья. Самое главное—радовались, когда дети полностью выздоравливали и их можно было снять с нашего учета.
Завершая нашу беседу, Эдем Куртаев обратился к родителям с просьбой выполнять все требования, которые предъявляет наше время в период бушующей инфекции. Часто дети болеют без симптомов, но это не означает, что они не выделяют вирус. Есть случаи, когда ребенок чувствует себя хорошо, но в течение целого месяца может заражать окружающих.
—Уважаемые родители, избегайте лишних контактов вместе с вашими детьми. Там, где необходимо, соблюдайте социальную дистанцию, носите маску, приучайте детей постоянно мыть руки, всегда имейте под рукой дезинфицирующие средства, а если возникли подозрения на заболевание COVID-19 или в семье появился контакт с больными COVID-19, звоните нам по телефону +7-978-650-84-09.

 

Беседовала Е. Маркина.

Другие статьи этого номера