В России почти 12 миллионов человек с ограничениями по здоровью. В рамках госпрограммы «Доступная среда», действующей с 2011 года, для них многое сделано. Но, к сожалению, до по-настоящему доступной среды еще очень далеко. В Севастополе, согласно статистике за прошлый год, проживает более 20 тысяч инвалидов, из них около 2,4 тысячи—инвалиды c детства. В последние годы наш город становится более дружелюбным для «особых» детей и взрослых. Но пока слишком рано говорить о внедрении безбарьерной среды. Мы задали нашим читателям «Вопрос в лоб»: «Насколько доступна «доступная среда?» в Севастополе». В основном респонденты ответили, что «да, стала более доступной», но живется все равно людям очень непросто.
—На мой взгляд, программа «Доступная среда» должна быть ориентирована на многие категории граждан, а не только на людей с ОВЗ: это и беременные женщины, и мамы с колясками, и пожилые люди, и просто люди с не слишком хорошим здоровьем,—говорит наша читательница Ольга Матвеевна.—Но очень трудно нам живется, к сожалению. Хотя сдвиги есть. Например, меня лично радует, что в городе поставили множество скамеек. Теперь, когда я гуляю (а устаю я быстро), могу присесть и отдохнуть. Но вот в отделения банка, к примеру на ул. Генерала Петрова, попасть бывало проблематично. Недавно пришла оплачивать коммунальные и была свидетельницей скандала: молодая мамочка с трудом затащила коляску с ребенком и начала «качать права». С одной стороны, она права, хотя мы, люди более взрослые, не привыкли таким образом привлекать к себе внимание. Я как раз недавно посмотрела передачу про Южную Корею и до сих пор нахожусь под впечатлением, насколько там все предусмотрено для всех.
Южная Корея действительно по праву занимает высокие позиции в рейтингах качества жизни. Многочисленных туристов в Сеуле традиционно восхищает метро. Каждая станция обычно имеет несколько выходов на поверхность. И многие из них оборудованы лифтами, которые прямо с улицы при необходимости спустят вас на уровень платформы. В поездах метро для людей с ОВЗ существуют отдельные двери. Они отмечены специальным значком. Кроме того, для женщин в положении разработана специальная bluetooth-система. Но это в Сеуле. Там продумана каждая мелочь.
И еще одна наша читательница, Тамара Николаевна, пожаловалась на недоступность отделений банков: «Я живу на улице Павла Корчагина, 50. С трудом хожу в банк оплатить коммунальные услуги, ведь мы, пенсионеры, самые ответственные плательщики. В отделении банка такие крутые ступеньки, что кое-как спускаюсь по ним, а как-то стало даже очень плохо».
Постоянная подписчица «Славы» Галина справедливо полагает, что безбарьерная среда должна начинаться с медицинских учреждений.
—Уже не знаю даже, куда обратиться по поводу поликлиники на улице Ерошенко. Ремонтировать ее начали еще в 2019 году, и до сих пор непонятно, когда этот ремонт закончится,—говорит Галина.—За это время можно было бы спокойно построить дом, да и не один. У нас благоустраиваются скверы и парки, и это не может не радовать, но в первую очередь необходимо отремонтировать поликлиники. Я редко выхожу из дома, у меня плохое здоровье. Но и к врачу, и на процедуры попасть крайне проблематично. Например, уже довольно давно не могу записаться к эндокринологу. Чтобы попасть к окулисту, нужно ехать в другую поликлинику. Как-то пришла на процедуры и не смогла подняться на третий этаж, так медсестре, тоже не слишком юной, пришлось спускаться ко мне на первый этаж. И так во всем, везде сложности.
По словам жительницы Нахимовского района Светланы, говорить о внедрении системной доступной среды можно будет лет эдак через пятьдесят…
—Ни о какой доступной среде в Нахимовском районе нет и речи, особенно на улице Будищева,—говорит Светлана.—Нет четко обозначенного пешеходного перехода к поликлинике, нет светофоров возле другого пешеходного перехода. Поликлинику отремонтировали, но люди с инвалидностью не могут попасть в нужный кабинет. Буквально на днях наблюдала такую картину: сопровождающий привез мужчину в инвалидной коляске к регистратуре. Попасть на второй этаж они не смогли. Не знаю, чем это все закончилось, но когда я, наверное, уже через час выходила из медучреждения, они все еще находились на первом этаже, ждали, когда к ним спустится доктор.
Председатель региональной организации «Ассоциация работающих инвалидов Севастополя» Александр Безруков в беседе с корреспондентом «Славы» обозначил еще одну актуальную на сегодняшний день проблему:
—Можно сказать, что «доступная среда» в Севастополе стала доступнее, но только частично, особенно если сравнивать с прошлыми годами. Но дело заключается в том, что много строится нового жилья, есть требования ГОСТов по доступности среды, а они не всегда соблюдаются. Конечно, старые здания трудно перестраивать. Но при строительстве нового нужно ведь учитывать промахи! Например, построен детский сад в Орлином, но требования по доступности среды там не учтены. Ни вход, ни перила, ни поручни, ни туалет не оборудованы под потребности детей с ОВЗ. Мы, конечно, выдали предписания, но деньги уже освоены. Морская академия: там нет детей-инвалидов по причине недоступности. «Доступная среда»—это не только пандусы, но и ширина дорожек, тротуаров и многое другое.
А еще, по мнению нашего эксперта, «доступная среда»—это создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья. А с этим в городе совсем беда. Рабочие места создаются, но в недостаточном количестве. А говоря о помощи инвалидам, нужно помнить, что дети вырастают и у них всегда должна быть возможность для дальнейшего обучения и трудоустройства. Здесь нельзя забывать и про людей с ментальной инвалидностью.
О том, что современные требования далеко не всегда соблюдаются при строительстве новых объектов, говорят и активисты Севастопольской региональной организации Всероссийского общества инвалидов. Общественники всерьёз обеспокоены несоблюдением строительных норм, касающихся обеспечения доступности инвалидов как при строительстве новых объектов, так и при реконструкции и капитальном ремонте существующих. В том числе речь идет о нарушениях при ремонте и реконструкции дорог и тротуаров, парков и скверов, а также придомовых территорий.
—Радует то, что в Севастополе серьезно обновился общественный транспорт, начиная от троллейбусов и автобусов большой вместимости,—говорит Сергей Алексеевич.—Появляется тактильная желтая плитка на пешеходных дорожках. Правда, она не всегда хорошего качества, местами уже потрескалась, а в плохую погоду становится очень скользкой. Но зачастую и новые бордюры выше, чем это необходимо,—транспорту все равно не подъехать. А с отремонтированным спуском на улице Адмирала Октябрьского, между площадью Восставших и улицей Новороссийской, на мой взгляд, справится только каскадер. Кстати, далеко не везде пандусы установлены под правильным углом. Нужно быть внимательней к этому вопросу, а то пандус есть, а толку от него никакого. Из положительных моментов могу отметить появление «социального такси», один раз я даже им воспользовался, все понравилось.
Пенсионерку Ангелину Ивановну огорчает недоступность походов на пляж летом.
—У нас каждый год обсуждается такой вопрос: можно ли купаться у памятника Затопленным кораблям? Хочу сказать: там купаются старики, потому что больше негде,—считает наша читательница.—На «Хрусталку» они не дойдут—лесенки высокие. «Омега»—далеко, к тому же неуютно. У меня больной позвоночник. Врач назначил простое лечение—купание в море. Казалось бы, живем у Черного моря, какие проблемы? А вот физически выполнить врачебные рекомендации невозможно. Не могу я доехать до Любимовки или Учкуевки. Не преодолеть мне, больному человеку, 800 ступенек на Феоленте. Офицерский пляж не благоустроен. У памятника и то срезали лесенку. Жалко смотреть, как больные люди с трудом спускаются в воду, а потом с таким же трудом выбираются из неё. А нужно-то нам немного.
Словом, над созданием «доступной среды» в Севастополе еще предстоит много трудиться. Недавно член Общественной палаты Сергей Бурлаков в интервью «Вести. Севастополь» на эту тему дал такой комментарий: «Мне понравилось, что севастопольцы готовы к сотрудничеству. Но для этого нужна помощь местных активистов. Нужна некая «карта доступной среды» по Севастополю, где есть пандусы под правильным углом. Чтобы эта карта была интерактивной, а на ней всегда было видно, на чем доехать, как доехать, какой транспорт оборудован».
Анна БРЫГИНА.
Фото Д. Метелкина.
Предлагаем нашим читателям следующий «Вопрос в лоб»: «Устраивают ли вас остановки общественного транспорта?»
Ответ на него вы можете дать в пятницу, 12 февраля, с 13 до 14 часов, позвонив по телефону 54-31-95, или прислать на электронный адрес редакции (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 15 февраля.