Два десятилетия—как целая жизнь

«Нам надо возвышать, учить, возбуждать смелость и геройство!»

В ушедшем 2020-м Севастопольскому академическому театру танца имени Вадима Елизарова исполнилось 20 лет. Событие, согласитесь, знаковое. Ведь наш севастопольский—первый появившийся в хореографическом мире театр, творчество которого основано на лексике бального танца. Основу труппы театра составляют виртуозы спортивного бального танца, пятнадцатикратные чемпионы Украины, двукратные чемпионы России, чемпионы мира и Европы по формейшну.
Труппа состоит из пятидесяти великолепных мастеров танца. Все работы Севастопольского академического театра танца—это тема возвышенной любви, тема отношений двух божественных начал—мужчины и женщины. В каждое театральное действо артисты стараются вложить своё профессиональное мастерство, всю энергию своих сердец и веру в торжество высшего начала в человеке.

 

Автор всех постановок—основатель Севастопольского академического театра танца, лауреат Госпремии Крыма, заслуженный деятель искусств Крыма, заслуженный работник культуры Украины, народный артист Украины Вадим Альбертович Елизаров, имя которого было присвоено театру 10 августа 2017 года решением правительства Севастополя.
С самого первого дня рядом с основателем театра бок о бок шла его бессменный художественный руководитель, заслуженная артистка Украины, супруга Вадима Елизарова—Нина Маршева.
Нина Борисовна поделилась с читателями «Славы» своими воспоминаниями, а также рассказала, что послужило толчком для создания такого гигантского театрального механизма.
—Я расскажу, как это было. Говорить буду не о себе, а о создателе театра, о Вадиме Альбертовиче Елизарове. С тем, что творилось в его голове, не мог, пожалуй, разобраться ни один человек, кроме него самого. Когда создавался театр, никто не мог сразу понять, что это будет. Родители учеников, сотрудники смотрели с удивлением, не понимая, что происходит. Потом, в процессе работы над спектаклем, как говорится, «въезжали», понимая, что, зачем и куда. Рядом были единомышленники, ведь в это время шли ремонтные работы и в театре, и в зале. Зал переоборудовали полностью, днями все сотрудники плечом к плечу трудились, и в этой сложной обстановке рождался спектакль. Всё было на голом энтузиазме.

—И все же в итоге все сложилось, все получилось… Какие основные этапы становления и развития коллектива и театра вы бы выделили за прошедшие 20 лет?
—Я бы назвала этапы преодоления сложностей на пути достижения конкретных целей. Сначала это был 1-й этап: подготовка к чемпионату мира по формейшну. Он завершился успешным выступлением, заняли 4-е место. Но начался 2-й этап, 3-й… И так бесконечно. Я настолько счастлива, что театр сейчас процветает, множество новых идей, предложений, ребята все на подъёме, всегда царит радостное, творческое настроение. Почему? Да потому что в этом не приспособленном для настоящего театра зале мы творим такие вещи, которые восхищают зрителя. И от этого я бесконечно счастлива. Добавлю, что театр живёт надеждой на строительство нового, своего здания. За эти 20 лет мы с Вадимом воспитали множество талантливых артистов, балетмейстеров, режиссёров. Я уверена в них. Они заслужили свою сцену.
Сегодня театром руководит наш сын, Александр Елизаров, заслуженный артист Украины, заслуженный артист Республики Крым, вице-чемпион мира по десяти танцам. Несмотря на молодость, за его плечами 35 лет хореографической деятельности на паркете и восемь —административной работы. Да, собственно, пусть он сам расскажет.

—Александр Вадимович, театру двадцать. Это для него—буквально двадцать лет, двадцать мгновений или целая вечность?
—Лично для меня—целая жизнь. Скажем, как от птенца до зрелого, состоявшегося мужчины, который прошёл все этапы, все должности в театре за эти годы: артиста кордебалета, солиста, репетитора, потом балетмейстера-постановщика и сейчас уже руководителя всей структуры. Для нашего театра двадцать лет, наверное, как минимум, год за два. Ведь мы—первые. Наш театр создан на основе бальной хореографии, бального мира, аналогов ему нет, соответственно, и не на кого равняться. Поэтому в нас есть, простите, жадность к развитию, к совершенствованию структуры и самого театра.
Конечно, мы заимствуем. Смотрим музыкальный театр, театр оперы и балета, драматический театр, ТЮЗ. Это всё театральная структура, которая работает веками, и, конечно, всё лучшее, что есть в этой системе, мы перенимаем. Но мы хотим оставаться в своём уникальном, самостоятельном жанре, в своей нише. И поэтому многие вещи, с одной стороны, нас тормозят, потому что мы делаем ошибки, набиваем шишки, а с другой—мы не зашорены, у нас нет запредельных амбиций. Мы всё время с удовольствием учимся, не ставя себя выше преподавателя. И поэтому 20 лет—и очень много, и вместе с тем это первый совершеннолетний юбилей.

—За два десятилетия какие, на ваш взгляд, знаменательные события произошли в театре?
—Первым ключевым прорывом был спектакль «Кармен». До этого мы поставили два танцевальных шоу: «История любви» и «Весеннее путешествие». Но «Кармен»—это был бросок в неизвестность, который показал, что коллектив значительно вырос и стремится стать настоящим театром. Далее было очень важное и знаковое событие—поездка в Канны в рамках Дней культуры Российской Федерации во Франции в 2004 году. Показ лучших мастеров культуры России проходил три дня. В нём участвовали народный артист РСФСР, кинорежиссёр Никита Михалков со своими фильмами, народный артист СССР, дирижёр Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы» и, как уникальное явление, наш театр представлял Россию. Такое высокое признание нашего театра на международном уровне очень воодушевило всех нас и придало уверенности в дальнейшей творческой работе Вадиму Альбертовичу.
К тому времени он уже получил звание народного артиста Украины, а я и ряд артистов—звание заслуженного артиста Украины. Этот момент в жизни театра был тоже важным, поворотным, особо окрылившим всех нас. И, безусловно, это 9 декабря 2009-го, когда театру было присвоено звание «академический».

—Вы ставите потрясающие детские спектакли. Для чего? Для разнообразия, имиджа, раскрутки театра или с какой-либо другой целью?
—Детская тема—это большая и важная составляющая. Без нее немыслима жизнь театра, ведь она органически связана со всеми задумками и фантазией как Вадима Альбертовича, так и всех балетмейстеров. Спектакли для детей по мотивам различных сказок несут огромную воспитательную и обучающую функцию. Мы видим радостные, горящие счастьем глаза детей и сопровождающих их взрослых и хочется всё более и более совершенствоваться.

—Александр Вадимович, расскажите, пожалуйста, о танцевальных группах, сформированных сегодня в театре, об их целях, задачах, руководителях…
—В этом направлении мы определили для себя три миссии: воспитание культуры у детей, развитие межличностных отношений, обучение бальным, спортивным танцам, оздоровление (физическое, психологическое и эмоциональное) и подготовка к переходу во взрослую жизнь, т.е. в основную группу. Наш театр сам растит свои собственные кадры. В школе танца им. В. Елизарова работают преподаватели-профессионалы. Направление «Бальные танцы для детей и взрослых» ведут заслуженные работники культуры Украины О. Харьковая и М. Миненкова, заслуженная артистка Украины, лауреат Госпремии Республики Крым Н. Иванова, заслуженный артист Республики Крым А. Герус, шестикратная чемпионка Украины по бальным танцам А. Рыбак, чемпионка Дальневосточного федерального округа по бальным танцам О. Кузнецова. Направление «Классическая хореография» возглавляет заслуженный работник культуры Республики Крым, лауреат Госпремии Республики Крым Е. Ольховская. В направлении «Восточные танцы» работают заслуженная артистка Украины и Республики Крым, вице-чемпионка мира по восточным танцам А. Николенко, заслуженная артистка Украины и Республики Крым Д. Чумакова, чемпионка России и Украины по восточным танцам В. Смирнова, чемпионка Украины по восточным танцам, обладательница многочисленных корон Е. Смирнова, чемпионка Украины по восточным танцам Е. Базурина. Направление «Фламенко» ведет заслуженная артистка Украины и Республики Крым Е. Гордиенко. Направление «Аргентинское танго»—заслуженная артистка Республики Крым М. Пилипенко. Направление «Ритмика для детей»—заслуженная артистка Республики Крым А. Нагаева. Главный балетмейстер театра—заслуженная артистка Украины Наталья Иванова.
Денис Соловьёв—ведущий мастер сцены, балетмейстер-постановщик, заслуженный артист Украины—буквально вырос в Театре танца во всех смыслах.

—Денис, что для вас Севастопольский театр танца?
—Театр—это моя вторая семья, это моё призвание. Здесь я обрёл настоящих друзей, возможность раскрыть себя полностью, планировать будущее, быть востребованным. С театром меня связывают любовь к «елизаровской атмосфере», общему семейному очагу, ощущение стабильности, большие творческие перспективы. Вадим Альбертович сразу установил существующий и поныне порядок: если ученик, прошедший обучение во всех возрастных категориях, оправдал себя как артист на большой профессиональной сцене и горит желанием совершенствоваться далее, то его зачисляют в основную группу. Со дня основания театра и поныне в этих стенах существует закон: талант, трудолюбие, дисциплина.

—Времена меняются, жизнь диктует свои правила. Остаётся ли театр не только в творческом смысле, но и в промежутке времени современным и актуальным?
—Время всегда диктует свои правила игры, которые, безусловно, распространяются и на искусство в целом. Вот именно здесь и кроются, по моему глубокому убеждению, дальновидность, чувство времени и устремления народного артиста В.А. Елизарова. Но есть одно «но»: Вадим Альбертович не подкармливал современным попкорном публику, идя на поводу ее желаний, а с любовью и долготерпением воспитывал, взращивая в каждом зрителе чуть-чуть артиста. Он развивал в них вкус, что очень важно, и зритель полюбил не только наших красивых танцоров и танцовщиц, а и то, что называется возвышенным, неприкосновенным, вечным,—искусство. Самое главное—это любовь и вера в то, чем ты занимаешься. Все танцоры, пришедшие из великого спортивного танца, научившись хорошей технике, придя в театр, учатся передавать эмоции языком тела. Ни одно соревнование не даёт такого адреналина, зрительских оваций и сопереживания совместно со зрителем. Это непередаваемая стихия и настоящее искусство. То, чему мы учились с раннего детства, приобрело огромный смысл; это признание зрителя, который верит и любит нас. Желание двигаться вперёд и достигать более высоких вершин!
Татьяна Владимировна Тришина, кандидат социологических наук, доцент кафедры журналистики филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в Севастополе, поделилась своими впечатлениями и от лица зрителей выразила мнение о театре:
—В 2003 году мы с мужем впервые побывали в Севастополе и случайно увидели афишу Театра танца под руководством В. Елизарова. Помню, что тогда нас привлекли именно новая форма искусства, какая-то волшебная энергетика постановки и особая атмосфера в зале. С тех пор всякий раз, когда удавалось посетить город, мы приходили на одно из уникальных представлений в этот удивительный театр. Сейчас, когда мы уже всей семьёй живём в нашем любимом городе, не упускаем возможности насладиться магией театрализованных постановок, приводим детей на новогодние представления и часто семейные праздники начинаем отмечать именно здесь, погружаясь в мир музыки, пластики и вокала. Эталон любого зрелищного мероприятия, хорошего спектакля, отличной постановки—эстетическое послевкусие от увиденного и пережитого, от того доброго и вечного, что привносят артисты в нашу жизнь и что останется с нами надолго, а возможно, и навсегда. Именно такой букет из добрых чувств и переживаний, радостных эмоций и восторга дарят своим выступлением артисты Севастопольского академического театра танца—служители прекрасной Терпсихоры.
Начальник главного управления культуры Севастополя Николай Краснолицкий тепло отозвался о творчестве коллектива уникального севастопольского театра. И, конечно же, пожелал ему не только неиссякаемого творчества, но и реализации намеченных планов и исполнения желаний:
—Самое главное пожелание—чтобы сбылась мечта основателя театра, Вадима Альбертовича Елизарова, о постройке прекрасного здания театра. Далее пожелание расширения репертуара, увеличения труппы театра, чтобы это был поистине полноценный театр: сегодня—театр танца, а потом, возможно, театр музыкальной комедии или какая-то другая форма, но своеобразная, т.е. такая, какой создал её Вадим Альбертович. Также я желаю, чтобы в театре были и народные артисты, и ещё больше заслуженных, чтобы театр постоянно пополнялся молодыми талантами, чтобы этот ручеёк никогда не иссякал.
Я желаю елизаровскому театру новых талантливых аншлаговых постановок. Желаю побольше гастролей, потому что если у театра нет гастролей, то это организм без крови, т.е. нужна постоянная подпитка—это встреча с новым зрителем, постоянное испытание театра в новых условиях. В противном случае театр будет просто стагнировать, а гастроли для него—это новая жизнь. И когда будет построен новый великолепный театр, это будет главным, за что боролся всю жизнь В.А. Елизаров, это станет не только «изюминкой» культурной жизни Севастополя, но и одним из главных событий всего юга России.

 

К. Арутюнян, солист-инструменталист Севастопольского академического театра танца им. В.А. Елизарова, заслуженный артист Республики Крым.

 

От редакции

Уверены, что в ближайшем будущем мечта Вадима Альбертовича Елизарова и его потрясающего коллектива талантливых артистов и единомышленников осуществится. Ведь Федеральная целевая программа развития РК и Севастополя, срок действия которой продлен до 2025 года, а объем финансирования серьезно увеличен, позволит осуществить строительство в нашем городе Театра танца имени В.А. Елизарова. Начать его планируется в 2022 году.

Другие статьи этого номера