Что делать, если цена на ценнике не соответствует цене на кассе?

«Письма Победы»:  «Здравствуй, родненькая!»

Всем знакома ситуация, когда на полке в магазине указана одна цена товара, а на кассе этот товар пробивают по другой, которая, как правило, выше указанной на ценнике.

 

—В магазине постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда на кассе пробивают совсем другую цену, отличающуюся от той, что указана на полке под товаром,—жалуется Светлана Сергеевна.—Купила коробку конфет за 140 рублей, а мне ее пробили на 100 рублей дороже. Вызвала администратора, которая при мне убрала ценник, сообщив, что акция закончилась, и предложила сделать возврат денег за покупку.
В другой раз за три бутылки минеральной воды в чеке тоже пробили большую стоимость. Администратор внимательно сверила товар с чеком, пожала плечами, извинилась за то, что «на кассе так бьется». «Но я же покупаю у вас товар по цене, которая указана на ценнике!»—говорю ей. В итоге она сходила куда-то в подсобку, вышла и распорядилась, чтобы кассир вернула разницу в стоимости, оставив мне товар. В третий раз взяла упаковку печенья—опять пробили по большей стоимости. Вместе с кассиром пошли сверять с ценником—оказалось, что там «просто ценник за 200 граммов печенья, а в купленной упаковке—350».
На днях решила купить мандарины в супермаркете: на прилавке указана цена 89 руб. за килограмм, но когда при взвешивании выбрала наименование товара, на чеке вышла совсем другая цена—109 руб. Подошла к кассиру, вместе нашли администратора. «А вы уже за мандарины расплатились?»—спрашивает она. «Пока нет»,—отвечаю. «Это свежий товар пришел по новой цене, я просто не досмотрела»,—облегченно выдохнула администратор, убирая с прилавка ценники и высыпая из пакета пока еще не купленные мной мандарины обратно в лоток. Но больше всего меня поразил последний случай, когда за спички вместо 40 пробили аж 400 рублей! В ответ на замечание кассир развел руками: «Подумаешь, вместо одной единицы товара пробил 10! С кем не бывает?» Деньги, правда, вернул. А если бы вовремя не заметила такой неточности? Как прикажете себя вести в подобных случаях?
Как напоминают специалисты «Роспотребнадзора», в такой ситуации потребитель имеет право требовать продать товар по той цене, которая указана на ценнике. Законодательством предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре (в том числе о его цене), обеспечивающую возможность его правильного выбора.
Цена на ценниках должна быть в наличии в обязательном порядке, и она является существенным условием договора. Информация, указанная на ценнике, значима, так как именно она позволяет потребителю сделать выбор из имеющегося аналогичного товара.
Если вам пробивают на кассе товар по совершенно другой цене, как правило, больше указанной на ценнике, вы имеете полное право требовать продать его по той цене, которая указана на ценнике.
Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи (п. 1 ст. 500 ГК РФ). В Гражданском кодексе Российской Федерации есть понятие «оферта», то есть задокументированное предложение. В магазинах ценник вместе с товаром является именно публичной офертой, и продавец обязан продать покупателю товар по цене, которая в этой оферте указана.
Обычно продавцы объясняют, что не успели поменять ценник, так как у них много работы. Однако право потребителя на получение информации установлено статьей 10 закона РФ от 7.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктом 3 правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2463.
При выявлении несоответствия цен на ценниках и в чеках специалисты рекомендуют придерживаться следующего алгоритма действий:
1. Зафиксируйте информацию о цене, размещенную на ценнике.
Фиксация информации о цене, размещенной на ценнике товара, потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом. Для фиксации информации о цене товара сфотографируйте ценник, в присутствии свидетелей пригласите представителя продавца к месту размещения ценника товара, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником (в случае возникновения спора в подтверждение условий договора розничной купли-продажи вы вправе ссылаться на свидетельские показания—ст. 493 ГК РФ).
2. Предъявите претензию продавцу. Сразу после покупки потребуйте у кассира пригласить уполномоченного представителя продавца (администратора магазина), сообщите ему о данной ситуации и попросите продать товар по цене, указанной на ценнике.
В случае отказа в удовлетворении устной претензии предъявите продавцу письменную претензию. Вы вправе указать в претензии одно из следующих требований: о возврате разницы в цене товара между чеком и ценником (ст. 1102 ГК РФ); в разумный срок отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в связи с непредоставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (п. 1 ст. 12 закона от 7.02.1992 г. № 2300-1).
Если вы уже расплатились за товар и только после этого заметили ошибку, магазин все равно обязан вернуть вам разницу в цене между чеком и ценником.
3. При отказе продавца в удовлетворении претензии покупатель вправе обратиться в суд и (или) в уполномоченные органы для привлечения организации к административной ответственности.
Вы вправе обратиться в суд со следующими исковыми требованиями к продавцу: о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником (п. 1 ст. 1102 ГК РФ); о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы (п. 1 ст. 12 закона от 7.02.1992 г. № 2300-1).
Если же ценники перепутаны (например под сливочным маслом расположен ценник йогурта), персонал магазина все равно должен исправить явную ошибку, тем более что в соответствии с пунктом 2 правил продажи любой потребитель имеет право сфотографировать выкладку товаров и при отсутствии реакции администрации магазина обратиться с соответствующей жалобой в «Роспотребнадзор».
Для привлечения организации к административной ответственности севастопольцы могут обратиться в межрегиональное управление «Роспотребнадзора» по Республике Крым и Севастополю и его территориальные отделы с заявлением, приложив к нему предварительную жалобу, ответ магазина на жалобу (при наличии), фотографию ценника и чека, по факту нарушения продавцом правил продажи отдельных видов товаров.
В любом случае покупателям, которые столкнулись с нарушением прав потребителя, специалисты советуют не оставлять это без последствий. Указанное нарушение является основанием для привлечения продавца к административной ответственности согласно КоАП РФ.

 

Подготовила Елена ИВАНОВА.

Елена Иванова

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера