Союз пера и кисти

Союз пера и кисти

В помещении Центральной городской библиотеки имени Л.Н. Толстого работает выставка произведений художника Алексея Никитина. «В этом году нашей библиотеке исполнится 120 лет,—сказала ее директор Е.А. Волкова,—но впервые в ее стенах организован показ комиксов».

У нас есть повод вспомнить всемирно известных мастеров жанра. Французом Жаном Эффелем создана пробившаяся к нам в СССР книга. Кажется, она вышла под названием «Сотворение мира». Имя талантливого мастера в наш «Энциклопедический словарь» не попало, чего не скажешь о датчанине
Х. Бидструпе. Вспомнили? Вот и здорово. Создателями фундаментального издания он замечен скорее всего даже не как комиксист, а как (загибайте пальцы) почетный член Академии художеств СССР—раз, лауреат Международной Ленинской премии мира—два, член коммунистической партии Дании—три, ведущий сотрудник прогрессивной газеты Land og Folk («Земля и народ»)—четыре… Наверное, хватит.
Да, Херлуф Бидструп был большим другом Страны Советов, активным борцом за мир, но все-таки прежде всего художником—автором «острых выразительных рисунков на политические и бытовые темы». Часто, говорится далее в надежном источнике, они составляли (внимание!) целый изобразительный рассказ. А ведь «целый изобразительный рассказ»—это не что иное, как комикс. Только слово «комикс», как и «джинсы», «кока-кола», «буги-вуги», в том нашем прошлом считалось, скажем, как нынче говорят, токсичным. Вот и энциклопедисты советской поры его обошли, написав: «Целый изобразительный рассказ».
Алексея Никитина угораздило увлечься в профессии именно комиксами. Увлечься так, что даже в вузе махнули на парня рукой: «Валяй!» Хотя время уже наступило иное. Отдельные преподаватели щеголяли в практичных джинсах, потягивая кока-колу под звуки джаза.
Ничего не поделаешь—все вокруг изменяется. Донельзя жестокий царизм преуспевающих художников, выходцев из разных сословий, за счет казны отправлял в Париж, Рим, чтобы через год-два они возвращались домой, став еще искуснее. Таков был аршин в оценке успешности молодых дарований.
В оценке мастерства Алексея исследователь российского комикса, организатор проекта «Наука о комиксах» Алексей Павловский обратился к гиперболе: «Никитин—великий комиксист. Наполеон менее велик, чем Никитин». Но мало кого может убедить статья, даже вышедшая в культурной столице страны, Санкт-Петербурге. Нам подавай доказательства поновее, позабористее. Есть и они! В том же городе на Неве рисунки Алексея Никитина штамповали на футболках, коммерческого успеха ради. Опять не убеждает? Тогда еще одно свидетельство: книга художника (сотни рисунков под одной обложкой!) выдержала четыре или пять «пиратских» изданий. Есть и решение суда в пользу Алексея. Однако компенсации ущерба едва хватило на оплату адвоката. То ли суд ошибся с приговором, то ли у нас стоимость защиты в суде неподъемная.
Наконец, его комиксы помещены в книге, вышедшей в Хорватии. В Балаклаву пришел авторский экземпляр со словами составительницы Зденки Матек Смит «…с уважением и благодарностью». Еще бы не благодарить, если рисунки Алексея украсили не только главы, но и обложку сборника. Естественное для заграницы, пришло и достойное по нашим меркам денежное вознаграждение. Учись, град Петра.
И это не всё. Питерским музеем Федора Достоевского приобретены оригиналы серии рисунков о жизни классика. Они тоже выполнены Алексеем.
К нынешней выставке Алексей Никитин готовился, словно к первой своей встрече с любителями изобразительного искусства. Лучшие его работы, а это не сотни, а тысячи рисунков, были помещены на отдельных стендах. Из плит пенопласта художник вырезал фигуры героев произведений Даниила Хармса: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Федора Достоевского и Льва Толстого. Их рост выверен точно. Самым высоким оказался Лев Николаевич—чуть более 180 сантиметров. Замкнул шеренгу классиков Николай Васильевич—менее 160 сантиметров.
По оценкам критиков и читателей, «Хармсиниада»—наиболее успешная книга Алексея Никитина, та самая, на которую пять раз покушались «пираты». И выставка во флагманской городской библиотеке называется так же: «Хармсиниада». За сборами на церемонию открытия выставки старшего научного сотрудника Севастопольского художественного музея имени Крошицкого Т.П. Сайгушкину одолевали сомнения: поддается ли такой неординарный автор, как Даниил Хармс, иллюстрированию? Подробно ознакомившись с работами художника, Татьяна Петровна поделилась радостью с посетителями выставки: точнейшее попадание графика в тему и стиль Хармса.
Конек художника Игоря Назарова—живопись. Но выставки графики не пропускает. На них он не учится жанру, а наслаждается его тайнами. «Очень здорово»,—сказал Игорь Александрович.
Незаметно церемония открытия вернисажа затянулась на час и более. И все это время на связи был москвич Александр Кунин—руководитель центра комиксов Российской государственной молодежной библиотеки. Посредством современных средств связи издалека мэтр наблюдал за происходящим в зале и отвечал на вопросы севастопольцев. Александр Кунин высоко отозвался о творчестве Алексея Никитина. Он входит в круг самых известных в стране комиксистов—так и было заявлено. Москвич сказал также, что нынешний показ работ этого жанра может послужить осуществлению тематического проекта «Литературная карта России». На ней Севастополь может и должен занять видное место. Александр Кунин получил приглашение на главные мероприятия, проводимые Центральной городской библиотекой имени Л.Н. Толстого.
Александр Кунин легок на подъем. В октябре он участвовал в проводившемся в Судаке фестивале «Московская Таврида». Там в беседе с сотрудницей «Толстовки» Анной Измайловой порекомендовал устроить в Севастополе выставку комиксов. Почему бы и нет—ухватились у нас за предложенную идею. И не ошиблись.
В первый же день работы выставки в книге отзывов появился десяток восторженных откликов.
По пути Алексея Никитина первые шаги сделаны его дочерью, дошкольницей Кирой. Пока ею раскрашена сорочка отца. В ней он и предстал перед людьми на церемонии открытия выставки.

А. КАЛЬКО.

На снимке: момент дарения книги—Елена Волкова и Алексей Никитин.

Фото автора.

Другие статьи этого номера