Яхтенного туризма в России нет, а спрос на него растет

Яхтенного туризма в России нет,  а спрос на него растет

Яхтенный туризм в России, по словам экспертов, не просто слабо развит, он находится на нулевой точке. Есть природные возможности и растущий спрос, но нет ни инфраструктуры, ни флота, ни соответствующей законодательной базы. Возможно, пандемия станет тем переломным моментом, который подтолкнет развитие этого вида отдыха. В любом случае сейчас самое подходящее время активизировать этот процесс, полагают в Российском союзе туриндустрии (РСТ), пишет RATA-news.

 

Рабочая группа РСТ по яхтенному туризму провела онлайн-конференцию «Яхтинг в России как направление внутреннего туризма». Ее открыл президент РСТ Андрей Игнатьев, отметив, что яхтинг постепенно становится модным видом отдыха и спорта, интересным не только элите. «Ежегодно на яхтинг за рубеж выезжают 200 тысяч россиян. Сейчас, при закрытых границах, они ищут возможность заниматься этим в своей стране. Также последние исследования постпандемийных предпочтений наших граждан показали, что отдыхать они хотят, избегая большого скопления людей. И отдых с семьей на яхте, в случае его доступности, предпочли бы многие из нас. Работа РСТ может дать новый импульс этому виду туризма на внутреннем рынке»,—сказал глава РСТ.
По словам модератора встречи, сопредседателя группы РСТ по яхтенному туризму, директора компании «Сладкая жизнь» Ирины Панковой, пока статистика неутешительна. В России работает всего одна чартерная яхт-компания—в Севастополе, в ее флоте—17 судов. Летом должна заработать еще одна—в Краснодарском крае. Но для сравнения: в соседней Турции у чартерных компаний флот насчитывает более 8000 яхт.
При этом, как заметила И. Панкова, спрос на такой вид отдыха в России растет стремительно: «Степень заинтересованности хорошо видна по числу участников популярных групп по яхтингу в соцсетях—в среднем по 7-10 тысяч». Желающих отправиться на яхте по своей стране много, но реализация упирается в отсутствие практически всего для этого необходимого—от покупки судна до стоянки и передвижения.
«Мы хотим включить развитие яхтенного туризма в национальную программу развития внутреннего туризма, причем не только как внутреннего направления, но и как въездного»,—сказала И. Панкова.
Президент Санкт-Петербургского парусного союза, председатель рабочей группы РСТ по яхтенному туризму Сергей Алексеев полагает, что процесс хоть и медленно, но сдвинулся с мертвой точки. «В 2019 году Владимир Путин получил предложения по развитию парусного спорта в стране и наложил резолюцию: поддержать. В апреле 2020 г. по итогам совещания у тогдашнего вице-премьера Ольги Голодец было принято распоряжение об утверждении стратегии развития спортивной индустрии и яхтенного отдыха»,—сказал он. По его данным, парусный спорт развивается в 44 регионах, в 33 есть федерации парусного спорта. Есть также 74 госорганизации, которые занимаются развитием этого вида спорта. В Федерации парусного спорта России 6000 членов.
По данным чартерных компаний, яхтингом в нашей стране занимаются 15700 человек. 150-200 тыс. россиян берут чартер-лодки за рубежом. Парусный флот в России превышает 5000 единиц, 1695 из них—каютного, туристического класса. По длине доступной береговой линии (8,5 тыс. км) Россия находится на четвертом месте в мире, на первом—Греция.
Во многих европейских странах развитие яхтенного туризма поддерживается на государственном уровне. В Европе насчитывается 6 млн яхт, путешествуют ежегодно примерно 48 млн человек, оборот превышает 680 млн евро.
Интерес к яхтингу в России за последние годы заметно вырос. По словам Сергея Алексеева, первое, что надо сделать для развития этого вида отдыха в России,—гармонизировать законодательство. В разных регионах у нас действуют разные нормы. Необходимо упростить заходы и выходы в порты. Огромные проблемы со стоянками, заправками, нет стандартов марин.
«Все эти вопросы необходимо обсуждать в профессиональном сообществе. У нас запланировано много мероприятий. В частности, в рамках гражданской судостроительной выставки «Нева» в сентябре 2021 года будем проводить большую рабочую конференцию»,—сообщил С. Алексеев.
Президент Федерации парусного спорта Чеченской республики Хасан Хаджиев уверен, что вывести яхтенный туризм из тупика можно только благодаря симбиозу парусного спорта, яхтенного туризма и государства. «Без привлечения профессионалов и государства развитие яхтенного отдыха невозможно. А делать уже что-то надо, так как у нас каждый год прирастает яхтенный флот, ставить его некуда. И само пользование оказывается очень дорогим и забюрократизированным. В итоге нашему яхтсмену сейчас дешевле и комфортнее поехать в Турцию»,—заметил Х. Хаджиев.
По его словам, необходим целый комплекс государственных мер, которые помогут развитию отрасли. «Надо ввести налоговые льготы для тех, кто вкладывает средства в развитие парусного спорта и инфраструктуры. Необходим также единый реестр яхт, который упростил бы для пользователя выбор судна, шкипера»,—сказал он.
Многие владельцы яхт хотели бы привезти их в Россию, но для них нет специальных досмотровых зон на таможне, они оказываются в одном ряду с танкерами и сухогрузами, что само по себе небезопасно. Серьезные проблемы существуют с получением прав на вождение. Многие получают этот документ за рубежом, и Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) его признает. В России пока нет государственных школ, которые бы выдавали такие права, а частные ГИМС не признает. При этом право коммерческого использования судна дает только Минтранс, и получить его очень сложно. Хасан Хаджиев считает, что при ГИМС необходимо создать курсы по обучению с экзаменами, выдавать российские водительские права.
На необходимость пересмотра нормативных документов указал также президент Черноморской ассоциации развития яхтенного туризма и спорта Константин Муругов. «Многие нормативные документы в сфере яхтенного туризма создавались еще в СССР, когда вообще не было коммерческой эксплуатации яхт. Очень много административных и других барьеров,—пояснил он.—Например, все Черноморское побережье находится под пограничным контролем, то есть любое судно должно стоять на учете пограничной службы и надо согласовывать каждый выход». Сейчас в крае готовится официальное письмо с предложением отодвинуть хотя бы на две мили зону пограничного контроля, чтобы яхты, лодки могли беспрепятственно ходить вдоль побережья, как это сделали в Крыму.
Есть другие серьезные проблемы. Например, на пути от центра Сочи до бухты Геленджика, то есть на протяжении 90 морских миль, нет портов-убежищ, где можно было бы укрыться в случае шторма. Соответственно любительское судно уже не сможет отправиться в это плавание. Огромная проблема со стоянками. «Сочи Гранд-Марина» очень дорогая, но и там не хватает места всем желающим, а в более бюджетный яхтенный порт «Имеретинский» уже очередь на лето.
Председатель комитета по туризму, курортам и спорту Госсовета Республики Крым Алексей Черняк считает яхтинг очень перспективным направлением внутреннего туризма, ведь Россия—морская держава. Например, в Турции около 25% доходов от туризма, поступающих в бюджет, составляет именно яхтинг.
В среднем российские владельцы яхт платят за стоянки за рубежом около 200 млн евро в год. Это происходит потому, что, как сказал г-н Черняк, у нас пока нет ни такого количества стоянок, ни профессионально подготовленных экипажей. Мало и судов, а запрос на этот отдых есть. Чтобы прокатиться на яхте, в Крыму этим летом выстраивались огромные очереди, да и ценник сразу подскочил. Люди готовы и к небольшим поездкам, и к длительным маршрутам.
«Начинать надо с законодательства,—уверен Алексей Черняк.—Нужны единые и понятные правила для всех яхтсменов, занимающихся спортом или путешествиями. Мы сейчас разрабатываем такой закон на региональном уровне. Сотрудничаем с Калининградом, Санкт-Петербургом, Ростовом-на-Дону, Севастополем, Краснодарским краем, где также перспективен яхтинг. Сначала в регионах примут свой закон—с учетом специфики, а потом, уже от имени всех пяти регионов, мы направим предложения для разработки федерального закона»,—пояснил эксперт. По его мнению, уже через год закон может быть принят.

Другие статьи этого номера