«Если душа человека жаждет чуда—сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая—у тебя».
«Рыцарь мечты» Александр Грин в своей гениальной повести «Алые паруса» даёт завет не только верить в чудеса, но и самим создавать их для других.
Наша история посвящена двум таким волшебникам, которые живут совсем рядом…
Мастер с золотыми руками
Севастополь. В морской дали в лучах солнца сверкает алый парус. Сияющая громада ярко-огненного полотна чудесного корабля плавно движется вперёд по волнам. Можно уловить лёгкое дуновение морского бриза, почувствовать прохладные брызги моря и аромат свежести, услышать крики чаек. Сердце наполняют спокойствие, гармония и ожидание чего-то прекрасного…
Морской пейзаж словно живёт своей жизнью—настолько искусно создан барельеф художником и скульптором Василием Мирошниченко. Мастер вложил в своё произведение всю душу, мечты и любовь к родному краю.
Ещё с детства он был влюблён в Севастополь и узнавал его образ в книгах Александра Грина. Самый романтичный писатель своей эпохи был для детей и добрым другом, и мудрым наставником. В своих повестях он затрагивал самые тонкие и прекрасные струны души каждого юного читателя и взращивал в его сердце умение подмечать красоту вокруг себя, учил каждый миг верить, любить, мечтать. Это не могло не сказаться на выборе ребёнком своего жизненного пути.
Окончив единственную на тот момент в Севастополе Художественную школу, Василий продолжил обучение в Севастопольском судостроительном техникуме и в 1982 году отправился служить и покорять моря мичманом в Арсенал в Сухарной бухте. Позже он с документальной точностью будет воспроизводить в своих барельефах, горельефах, скульптурах и других творческих работах красоту окружающего мира, которую всегда подмечает внимательным взором моряка и художника. Искусство навсегда осталось его отдушиной и призванием.
И вот теперь в пасмурный ноябрьский вечер художник стоит в просторной комнате своего дома и смотрит на образ сказочного корабля посреди лазурного моря. Мастер переводит задумчивый взгляд на камин с барельефом знаменитого во всей стране и мире замка—Ласточкина гнезда.
—Вот здесь я хотел бы видеть Ассоль, которая мечтательно вглядывается в даль моря и ждёт алые паруса и свою любовь,—говорит Василий своему собеседнику и показывает на матрицу для скульптуры девушки, над которой работал несколько месяцев.
Врач с золотым сердцем
Гость в доме Художника и лучший друг—Андрей Яковлев, известный в Севастополе профессионал в области ветеринарии и руководитель ветцентра Северной стороны города, родом из Новосибирска. В 1994 году он окончил Витебскую государственную академию ветеринарной медицины. Чуть позже переехал в город-герой, где более двадцати лет трудился в государственной ветеринарной службе Севастополя, и возглавил государственный ветпункт «Северный».
Ещё в то время, в начале своей трудовой деятельности, мужчина обратил внимание, как грустно и одиноко стоит городской ветеринарный центр посреди пустыря, бурьяна и полуразбитых дорог.
«Я понял одну нехитрую истину: чудеса надо делать своими руками»,—вспомнились слова Александра Грина. И вот уже два десятка лет, как Андрей Яковлев словно волшебным образом преображает любимую клинику и город, чтобы каждый житель и гость Севастополя мог полюбоваться красотой, созданной по инициативе руководителя ветцентра золотыми руками художников, скульпторов и других мастеров.
Сегодня ветеринарный центр похож на сказочный дворец. Фасад его украшают барельефы диковинных растений, образ парящей птицы, скакуна, кота, так напоминающего пушкинского кота-учёного. Двери клиники в витражном стиле расписаны цветущими розами. А ворота изображают ночное небо, луну и солнце, олицетворяющие инь и ян: женское и мужское начала, энергии, перетекающие между собой в единое целое, глубокий символ созидательного единства противоположностей во Вселенной, гармонии, красоты, здорового образа жизни и духовного развития. Посреди этой идиллии в окружении цветов взоры взрослых (и особенно детей) радуют миниатюрные птицы с ярким оперением—бентамки, это карликовые курочки столь экзотической породы.
Глядя на эти волшебные образы, невольно вспоминаешь слова и мелодию песни на стихи Анри Волохонского и музыку Владимира Вавилова «Город золотой»:
Под небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, все травы да цветы;
Гуляют там животные невиданной красы…
Текст песни глубокий: библейские образы представляют рай, идеальный город, наполненный светом, красотой, любовью. Глубинный смысл вложен и в каждое произведение искусства, творчества, украшающее фасад ветклиники, и в пространство вокруг неё.
Вот композиции из камней с разрушенного бастиона времён Крымской войны. Рядом с ними—артиллерийские пушки. Их создал Василий Мирошниченко, взяв за основу художественной композиции старинное русское гладкоствольное артиллерийское орудие-гаубицу «Единорог». Подобные в Севастополе стоят только в Балаклаве, украшая единственный в городе ресторан на плаву в виде корабля «Чёрный принц». Там есть четыре пушки—это также творение рук мастера. Вместе с Андреем Яковлевым при создании композиции рядом с вет-клиникой он пошёл ещё глубже в прямом смысле этого слова. Много лет друзья занимаются дайвингом. В одном из погружений они приметили якорь старого английского судна.
—11 ноября 1854 года, в период первой обороны Севастополя, начался сильнейший шторм, во время которого якорь оборвало с корабля,—рассказывает Василий Александрович.
Друзья подняли якорь, и теперь он является украшением композиции из камней времён Крымской войны и артиллерийской пушки. Ещё одна похожая композиция возвышается чуть поодаль, в центре неё также стоит якорь—подарок дайверов из Немецкой балки. Издалека эти сооружения гласят о патриотизме и защите своей Родины.
Всё прекрасное, созданное по зову золотого сердца врача и золотыми руками художника и других мастеров, таит в себе свою историю…
«Дети должны видеть красоту, а не мусор»
—А что если Ассоль будет смотреть в даль настоящего моря Севастополя?—спросил Андрей Яковлев художника и предложил установить скульптуру героини повести Александра Грина «Алые паруса» напротив морского побережья рядом с ветцентром.
Спустя три месяца Василий Мирошниченко создал первую в Севастополе скульптуру в честь Ассоль. Изготовление и установку профинансировал Андрей Яковлев. И несколько дней назад настал торжественный момент—открытие арт-объекта, посвящённого светлым мечтам юности в образе прекрасной девушки, полюбившейся всем нам с детства. Нежное, воздушное имя Ассоль происходит от испанского al Sole и означает «обращённая к солнцу». Образ героини глубоко символичен и особенно интересен деталями. Нежные руки скульптуры девушки украшают настоящие кольца и браслет. В ушах сверкают серёжки, а на груди сияет медальон—славянский знак живой энергии «Жнич». По представлениям польской романтической историографии XIX века, в литовской мифологии этот символ означал священный огонь, он может открыть знания и очистить разум на пути к саморазвитию.
Символично рядом с девушкой сидит милый четвероногий дружок—джек-рассел-терьер, его образ встречает гостей ветеринарного центра. Ассоль вместе с собачкой ждёт алые паруса, сидя на скамье, чтобы каждый путник мог отдохнуть рядом и сфотографироваться вместе со сказочной героиней.
Удивительно! Сегодня в России насчитывается около 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. И по крайней мере четыре из них посвящены Ассоль. Она украшает собой Ханты-Мансийск, Киров, Череповец, Геленджик. В Севастополе—более 2000 памятников, но только сейчас в нём впервые появился образ Ассоль. А ведь именно Севастополь лёг в основу знаменитой Гринландии—легендарной вымышленной страны, расположенной на полуострове, в повестях Александра Грина. Появление здесь скульптуры Ассоль—поистине историческое событие.
Светлый образ наполненной романтическими грёзами девушки вдохновляет и напоминает о юношеских мечтах, будит в душе самые чистые и прекрасные чувства. Это и хотел донести до нас Александр Грин в своём произведении: главное в жизни—уметь ждать и не переставать верить в чудо, и тогда оно обязательно произойдет.
Эту идею несут в своём творчестве и службе на благо любимого города Андрей Яковлев и Василий Мирошниченко. Впереди много надежд и планов. В первую очередь—украсить территорию города рядом с ветеринарным центром садом, в котором будут возвышаться кипарисы и цвести вечнозелёные розмарины, облагородить Севастополь новыми прекрасными памятниками и самыми настоящими скульптурными фонтанами. Кроме того, пространство вокруг ветеринарного центра открыто для всех представителей искусства города: здесь расположены бамбуковые стенды для организации бесплатных выставок картин, фотопроектов и других работ.
Заветная мечта и главная цель творцов—объединить художников и скульпторов Севастополя и создать специализированную детскую школу искусств.
Защитим Ассоль!
В любой сказке у главных героев на пути к мечте, как правило, появляются препятствия. Так получилось и в нашей истории: городские власти прибыли к месту установки скульптуры и попросили убрать ее, так как его появление не было согласовано. Скульптуру Ассоль демонтировали по требованию департамента городского хозяйства. По сути, снесли первый в истории Севастополя арт-объект в честь одной их самых любимых с детства героинь, которая олицетворяет чистоту души, романтичность, открытость, трудолюбие, веру в мечту.
Жители города начали объединяться в защиту Ассоль: севастопольцы организовали общественное голосование, по результатам которого подавляющее большинство граждан—свыше 90%—проголосовало за возвращение скульптуры.
Надеемся, что правительство Севастополя примет мудрое решение и все же позволит Ассоль украсить собой наш любимый город. Мечты о расцвете искусства и эстетической красоты в городе-герое станут явью только с поддержкой жителей и властей города!
Д. Волкова.