Жёсткие роли Жоры Юматова

Жёсткие роли Жоры Юматова

и по сей день знобко бередят благодарную память миллионов фанатов советского киноискусства, на голубом небосклоне которого странной, сумеречной парной звездой видятся вкупе харизматичная судьба и творческое наследие Георгия Александровича Юматова—актера театра и кино с неповторимым природным даром перевоплощения, брутального представителя разноликого русского мужского начала, воплощенного им в характерах героев около семидесяти кинолент.
Выверт провидения: все то, что было любимо им, к чему страстно прикипало сердце этого человека с суровой, легкоранимой душой, неизбежно, не иначе как сакрально, привело его в конце концов разными путями к трагическому тупику в створе главной жизненной стези.
Речь пойдет, в частности, о его невообразимо стойкой привязанности к собакам (одна фактически его спасла от смерти, а по сакральным обстоятельствам гибели другой артист чуть не «загремел» на 10 лет в тюрьму). Вторым планом этого постулата можно считать его болезненные отношения с боготворимой им женой Музой Крепкогорской, с которой он сочетался ранним браком еще на заре актерской карьеры. Муза, артистка одного эпизода, слыла в театральной среде ветреной хохотушкой, любительницей и выпить, и периодически пускаться во все тяжкие, не оставляя мужу ни грана надежды на рождение наследника, о чем он всегда мечтал. Все это неоднократно служило поводом для очередного запоя нашего легендарного артиста, здоровье которого оставляло желать много лучшего после четырех фронтовых ранений. А на фоне «бескартинья» 90-х, когда его уволили из театра, оно стремительно покатилось под откос…

 

Мнимый сирота

…Георгий, Юрий, Егор, наконец, такое привычное для всех его близких людей имя Жора, на которое он охотнее и чаще откликался, родился 95 лет назад в Москве на Чистых Прудах в профессорской семье. Что интересно, Георгий Александрович никогда не вел дневники, не писал автобиографий, все обстоятельства его жизни до Великой Отечественной войны почти полвека оставались прикрытыми темными шорами «неознанки», как «по фене ботал» на блатном арго один из его киногероев. Многие из окружения актера даже искренне полагали, что Юматов—круглый сирота…
…После тщательного поиска «белых пятен» в биографии Г.А. Юматова его верный друг, народный артист РФ Виктор Мережко, нащупал наконец «голубую ноту» гипотетического «сиротства» Георгия Александровича. Оказывается, родной старший брат Георгия, Константин, не был в свое время принят в институт по той причине, что их дед служил в царское время полицейским.
Именно это обстоятельство побудило Георгия Юматова впредь по возможности не опускаться до обстоятельств своей родословной.
В московской школе № 663, когда учитель литературы объявил домашнее задание на тему «Я горжусь своими предками», двенадцатилетний Жора просто-напросто назначил для себя недельные каникулы, общаясь с пернатыми друзьями на голубятне и пропадая по утрам на рыбалке…
А ведь было что малолетнему Жоре написать в этом сочинении, углубись он к корням генеалогического древа, напрягши память родителей. Его род брал истоки из семейства знатных касимовских татар: по данным Оренбургской родословной книги, князь Юматов в XVI веке успешно воеводствовал в этих краях…

 

Пятнадцатилетний защитник Родины

…Морем Жора бредил с детства. А потому с большой охотой готовился к профессии военного моряка: занимался боксом, отлично плавал, освоил азы верховой езды, правда, наивно полагая, что таким вот образом обезопасит себя от морской болезни…
В 1941 году он поступает в Московскую военно-морскую школу. Уже через год, на первом этапе Великой Отечественной войны, 15-летний юнга становится сигнальщиком на торпедном катере «Отважный» (Азовская флотилия). Боевое крещение получает в составе Евпаторийского десанта в 1942 году, сражаясь мужественно, не прячась за спины боевых товарищей.
Его фронтовая биография завидна. На судах Дунайской флотилии он получил несколько ранений, неизменно возвращаясь в строй. В рукопашном бою за знаменитый Венский мост поразил пятерых фашистов, за что был удостоен редкой матросской медали Ушакова на серебряных цепях.
А 4 февраля 1943 года он, мастерски лавируя под огнем противника, вел катер с десантниками, перед которыми стояла задача овладеть плацдармом Малой земли…
В его боевом арсенале—освобождение Венгрии, Румынии, Австрии, за что Родина по заслугам наградила отважного моряка двумя орденами Отечественной войны, многими медалями…
…Незабываемым для Георгия Александровича на всю жизнь остался такой военный эпизод. Как мы уже упоминали, с самого раннего детства Жора испытывал странную, почти «наркотическую» привязанность к… собакам. Они неизменно всегда его сопровождали, по нескольку особей периодически жили в семье Юматовых.
…Как-то старший матрос Юматов принес дворнягу на катер и уговорил командира приютить пса. Во время одной из бомбежек Джек, изрядно напуганный, сиганул за борт, и за ним, не раздумывая, бросился в воду его хозяин.
А через секунду 500-килограммовая германская мина LMA точным попаданием накрыла катер, экипаж которого погиб в полном составе, кроме… старшего матроса Юматова и спасенного им питомца…
Такая вот тогда и «нарисовалась» сакральная карма, которая сопровождала будущего великого актера всю жизнь, тем не менее тая на закате судьбы Георгия Юматова некую «подводную мину», о чем мы расскажем немного позднее…

 

«Его нечему учить…»

После войны стали традиционными показы в советских кинотеатрах трофейных экзотических лент. Как-то с другом Георгий купил билет в Театр киноактера на фильм «Индийская гробница». Перед сеансом в буфете на него обратила внимание знаменитая актриса Любовь Орлова, пришедшая сюда с режиссером Григорием Александровым.
«Ты глянь, Гриша, каков бравый морячок, так и просится в твой эпизод»,—сказала она своему спутнику.
Александров уже через минуту познакомился с Юматовым и предложил ему крохотную семисекундную роль в кинофильме «Весна». По сценарию Юматов (ассистент гримерши) должен был произнести лишь одного слово «Разрешите?», снимая повязку с головы актрисы Рины Зеленой.
Уже через несколько недель он предстал перед великим режиссером Сергеем Герасимовым как протеже Александрова. Тот задал такую задачку неофиту в матросском кителе: изобразить маленький этюд—наглядно представить муки нетерпения молодого человека, на свидание с которым девушка серьезно опаздывала…
Итоги просмотра оказались ошеломляющими. Герасимов развел руками: «Я уже ничему не научу этого парня. Он—самородок». И написал рекомендацию о приеме Георгия Юматова в штатный состав Театра киноактера с ролью в спектакле «Дети Ванюшина».
Вскоре Георгия стали «пробовать» и многие режиссеры киноиндустрии Советского Союза. В 1947 году он, опять же в эпизодах, «засветился» в лентах «Рядовой Александр Матросов» и «Иван Грозный». Его вскоре заметили, стали предлагать более серьезные роли—в фильмах «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Адмирал Ушаков», «Они были первыми…»
…Особняком в его киношной карьере стоит лента «Жестокость». Я хорошо помню, как в 1960 году нам в радиотехническую роту привезли из Одессы кассету с этим фильмом. Затаив дыхание, локаторщики смотрели в красном уголке нашей части этот замечательный фильм, переживая с главным героем, комсомольцем Венькой Малышевым, все ужасы предательства тех, кому человек решается довериться. Старшина роты за пять минут до ужина дал команду строиться, но никто из солдат даже не шевельнулся,—так достоверно, захватывающе вел интригу главной роли ее исполнитель Георгий Юматов, сказав перед гибелью такую знаковую фразу: «Враньем авторитет не поднимают, холуем я никогда не стану, никогда!»
По свидетельству В. Мережко, эта роль навсегда осталась самой любимой для актера, потому как отвечала всем его нравственным принципам. Именно таким он парнем был по жизни: крутым, прямолинейным, бесстрашным, бескомпромиссным, как и большинство его героев…

 

Чего опасались режиссеры…

…Было бы, однако, несправедливо, закрыв глаза, поставить точку именно на такой характеристике его моральных качеств. Георгий Юматов, о чем мы уже говорили, как и многие, его коллеги по актерскому ремеслу, всегда приветствовал повод, но которому можно было бы пропустить по случаю с десяток «мух», отдаваясь на заклание Бахусу. Этот общеизвестный факт периодически слюняво муссируется в интернете любителями порыться в чужих перинах…
К сожалению, такое пагубное пристрастие в конце концов привело Георгия Юматова к тому, что многие режиссеры на заре 80-х с опаской приглашали его на гипотетически звездные роли, боясь последствий очередного «сбоя» любимого всей страной артиста. Так было, к примеру, когда Юматова утвердили на главную роль пьяного забулдыги Тебенькова в фильме по сценарию С. Шатрова «Опекун». Однако Юматов так слился с ролью, что под хмельком заявился на съемочную площадку и стал шутейно шокировать партнеров да и просто случайных зрителей пистолетом-пугачом…
В итоге его сняли с роли, которую весьма достоверно и талантливо сыграл потом Георгий Вицин, благо что слыл по жизни идейным трезвенником, верным последователем йоги…
Как знать, какое было бы зрительское впечатление от «несостоявшегося» Юматова и в роли красноармейца Федора Сухова в легендарном фильме В. Мотыля «Белое солнце пустыни», снятого более полувека назад. Режиссер вначале никого другого и не мыслил на эту роль, кроме Георгия Юматова. Однако уже через неделю после начала съемок Владимир Мотыль обнаружил главного героя киноленты в непотребном состоянии, с синяком на лице. Пришлось срочно «падать на колено» перед Анатолием Кузнецовым, не прошедшим ранее пробы, и уже в начале августа 1968 года он приезжает в деревню Мотовилово Ленинградской области и включается в работу…
…По праву считается, что лучшим советским фильмом о Гражданской войне стала лента «Офицеры», где заняты два прекрасных актера: Георгий Юматов и Василий Лановой. Многие кадры киношедевра снимались в Севастополе. В частности, географически для одного из знаковых эпизодов этого кинохита режиссер выбрал станцию Мекензиевы Горы. Вспомним: молодой красноштанный офицер революции (Василий Лановой в роли Ивана Вараввы) стремительно перепрыгивает с вагона на вагон по ходу движения состава, а в это же время актриса Алина Покровская в поезде рожает для красного командира долгожданного сына…
Заметим, что на роль Алексея Трофимова, которую прекрасно сыграл Георгий Юматов, пробовались аж 43 актера. Кого же «потеснил» герой нашего рассказа? Более чем достойных: Соломина, Высоцкого, Шукшина, Джигарханяна…
Важная деталь: Георгию Юматову вообще очень сложно было готовиться к съемкам, ведь он должен был преобразиться в молодого человека, а ему в то время шел уже 45-й год. Гримеры перед съемками наносили на лицо актера яичный белок, убирали морщины с висков.
Но главная беда, как обычно, подкралась в разгар съемок, чего режиссер Владимир Роговой втайне опасался. Юматов запил, его запирали в гостиничном номере, и только приезд любимой жены Музы Крепкогорской помог кардинально переломить ситуацию, в чем заслуга, как говорится «на паях», кстати, и Владимира Рогового.
О чем речь? Оказывается, в гостинице «Севастополь», где в номере на втором этаже «прятали» Юматова, нашлись фанаты, которые на обрывках простыней спускали к окну актера бутылки со спиртным. Роговой специально съездил на Севастопольский винзавод, заказал фальшивую бутылку водки (с водой!) и предложил «распить мировую», зайдя в номер к Юматову. Тот, однако, оценил «трюк», не устроил скандал и пообещал «войти в берега».
К его чести, слово сдержал…

 

Не стерпел…

…Черной тенью на биографию народного баловня, актера Георгия Юматова легли события 6 марта 1994 года, когда он схоронил свою любимую собаку Фросю, а затем пригласил к себе дворника Мадатова «помянуть псину». В ходе застолья разговор скатился на политические темы, и разгоряченный уроженец Баку вдруг позволил себе выразить сожаление в том, что Германия так и не одержала победу в Великой Отечественной войне. Юматов был вне себя от ярости и схватил собутыльника за грудки. Тот вывернулся, попытался метнуть нож в Георгия, но актер оказался проворнее—сказалась фронтовая закалка… Прогремел выстрел из охотничьего ружья—и дворник был убит наповал…
Страна «впала в шок»: как же так могло случиться, что ее любимый актер позволил себе опуститься на самую низшую ступень пьяного загула? Все газеты трубили об этом случае, но друзья-актеры нашли маститого адвоката, который на процессе доказал, что это не предумышленное убийство, а превышение самообороны. Спустя два месяца Юматов вышел из «Матросской тишины» по подписке о невыезде, вскоре попав под амнистию как фронтовик.

 

Незабываемая встреча

Завершая рассказ о сложной судьбе замечательного советского актера театра и кино Г.А. Юматова, автор не смог избежать искуса несколько строк посвятить его встрече в канун праздника—Дня Военно-Морского Флота—23 июля 1982 года с газетчиками «Славы Севастополя» в редакционном клубе «Кругозор журналиста». Наш легендарный фотомастер Александр Баженов тогда запечатлел гостей—актеров Театра-студии киноактеров «Мосфильма», а именно: народную артистку СССР М. Ладынину, народную артистку РСФСР З. Кириенко, заслуженного артиста РСФСР Г. Королькова и народного артиста РСФСР Г. Юматова.
…Георгий Александрович, помнится, в отличие от других гостей клуба выглядел сумрачным, немного усталым. На вопрос ведущего, замредактора Геннадия Ищенко о его творческих планах сказал лишь, что сейчас много сил приходится отдавать многосерийному фильму «ТАСС уполнономочен заявить…» А уже садясь в кресло, добавил: «Мне так приятно бывать в вашем солнечном белокаменном городе. Море здесь особенное—оно гонит волну светлых мыслей…»

 

Леонид СОМОВ.

На снимке: народный артист РСФСР Г.А. Юматов.

Леонид Сомов

Заместитель редактора ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера