Реформа ОСАГО ведет к оптимально справедливой стоимости полиса

Минфин намерен отложить расширение страховых сумм и сроков действия полисов ОСАГО

Почти каждый второй российский автомобилист, перезаключавший договор обязательного страхования гражданской ответственности в январе-феврале 2021 года, ощутил снижение стоимости ОСАГО. По данным Российского союза автостраховщиков, первое место в пятерке регионов—лидеров по снижению средней премии заняла Москва (на -4,76%), где цена полиса составила 8238 руб. в январе и 7846 руб. в феврале. Далее следуют Рязанская область (4498 руб., 4373 руб.—2,79%), Пермский край (5078 руб. 4941 руб.—2,70%), а также Ивановская (5357 руб., 5216 руб.—2,63%) и Кемеровская (5842 руб., 5700 руб.—2,43%) области. Согласно данным, в среднем по РФ размер средней премии для легковых автомобилей физлиц остался на уровне аналогичного периода прошлого года, составив 5440 рублей.

 

Столь успешные показатели на фоне резкого подорожания в 2020 году средней корзины запчастей на 23% являются результатом конкуренции страховщиков обязательной «автогражданки» за безубыточных клиентов после вступления в силу поправок к закону об ОСАГО 24 августа 2020 года в рамках реформирования отрасли. Несмотря на статистические данные, в информационном поле не перестают мелькать сообщения о росте стоимости ОСАГО после реформы тарифообразования. В свою очередь руководитель проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За права заёмщиков» Евгения Лазарева отмечает рост доверия страхователей к сфере обязательной «автогражданки» с начала реформы отрасли, стартовавшей ещё в 2019 году, отмечает пресс-служба информпроекта «ОСАГО: общественная экспертиза».
Е. Лазарева уверена, что благодаря индивидуализации ОСАГО тарифы для граждан будут становиться все более справедливыми: «С момента вступления в силу поправок к закону об ОСАГО прошло слишком мало времени. Поэтому некорректно говорить о заметном влиянии индивидуализации тарифов на стоимость полисов в масштабе страны. Многие водители ещё не перезаключили договоры из-за ограничительных мер, а те, кто покупает сезонные полисы, и вовсе не могли прочувствовать влияние реформы. Любому новому инструменту необходимо время для того, чтобы начать полноценно работать. Часть водителей действительно уже отмечают, что оформление нового полиса «автогражданки» обошлось им дешевле. В целом реформа должна привести к оптимально справедливой стоимости страховки для каждого водителя.
Мы полагаем, что объективно оценивать влияние реформы на стоимость полисов будет корректно по итогам 2021-2022 годов, когда жизнь большинства россиян вернётся в прежнее русло и основная масса водителей перезаключат договоры страхования. Кроме того, мы ожидаем отмены некоторых коэффициентов (мощности и регионального), а также последующего увеличения покрытия, которые являются частью реформы и будут более благоприятны для граждан. Однако уже сегодня наблюдается достаточно высокий уровень доверия граждан к реформе, который мы в первую очередь связываем как раз с новыми принципами тарифообразования, лежащими в её основе. Граждане согласны с тем, что кто как ездит, тот так и должен платить. Эта формула отвечает запросу на справедливость, существующему в обществе. Безусловно, автовладельцам с рискованным стилем вождения, провоцирующим аварийные ситуации и регулярно попадающим в ДТП, результат реформы не понравится—они будут платить за полис больше добропорядочных страхователей. Но дисциплинированным водителям реформа принесёт экономию на страховке и более справедливые условия страхового возмещения».
Напомним, что в начале 2021 года эксперты проекта «За права заёмщиков» ОНФ подвели результаты всероссийского социологического исследования «Изучение отношения населения к ОСАГО», которые говорят о положительном отношении граждан к обязательной «автогражданке» и прошедшей реформе. В исследовании приняли участие более 2000 респондентов-автовладельцев со всей территории РФ. Согласно данным опроса, подавляющее большинство автомобилистов полагают, что новые тарифы формируются по принципу справедливости. Сразу 72% водителей полагают, что новые тарифы будут стимулировать страховые компании бороться за положительных клиентов, а это, в свою очередь, приведет к снижению тарифов.
Важно, что автомобилисты хорошо оценивают доступность страховки ОСАГО, отмечая, что могут найти полис по приемлемой цене у надежной страховой компании. 88% опрошенных оценивают ОСАГО как доступный страховой продукт и считают, что полисы им по карману. Такой показатель связан с возможностями дистанционного оформления полисов и появлением е-ОСАГО. Мы уже пару лет ничего не слышим о тетрадочных очередях, палаточных лагерях у офисов страховых компаний и вечной нехватке бланков полисов в региональных отделениях. Это стало возможным как раз с подготовкой и стартом реформы. Жалоб стало объективно меньше. Кроме того, урегулирование конфликтных ситуаций возможно ещё и с помощью службы финансового уполномоченного, которая работает с имущественными спорами по моторным видам страхования с 2019 года.

 

Подготовил Сергей КОШКИН.

Другие статьи этого номера