Больше чем актер

«Панорама Херсонеса»: история возникновения скульптурной композиции

В перечне мероприятий, которые у нас состоялись по случаю семилетия воссоединения Севастополя и Республики Крым с матушкой-Россией, заметное место было отведено длившейся в течение трех дней выставке, посвященной памяти недавно ушедшего от нас народного артиста СССР Василия Ланового. Стараниями активистов объединения «Русский театральный дом» она была развернута в фойе академического драматического театра имени А.В. Луначарского, о чем уже сообщалось в нашей газете. Предлагаем читателям обратиться к некоторым подробностям этого события, ведь в мыслях многие из нас тянутся к личности Василия Семеновича, к созданным им на экране и на театральных подмостках образам не только в праздники, но и в будни.

 

В рамках культурного проекта «Театр и книга», как говорилось в публикациях «Славы Севастополя», руководитель Русского театрального дома Денис Бурганов и его единомышленники с участием выдающегося артиста, Гражданина с большой буквы провели для кадетов военных училищ и ребят из севастопольской детской морской флотилии урок мужества; в Центральной городской детской библиотеке имени Аркадия Гайдара—встречу-беседу с сотрудниками и читателями; в Античном театре музея-заповедника «Херсонес Таврический» многочисленной публике была представлена музыкально-поэтическая программа «Союз волшебных звуков, чувств и дум». В течение сравнительно короткого времени, несмотря на свой плотный рабочий график, Василий Лановой пять раз приезжал в наш город только на эти и подобные им мероприятия. Не счесть, сколько раз севастопольцы принимали у себя Василия Семеновича по другим поводам.
«Меня поражали потрясающая работоспособность мастера, его любовь к избранной профессии, преданность сцене, литературе»,—сказал на мой диктофон Денис Бурганов.
Слушая его, я вспомнил рассказ в недавнем прошлом смотрительницы Дома поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле Светланы Печерикиной (кстати, героини рассказа Константина Паустовского «Встреча»). Светлана Петровна назвала известного столичного артиста Н.—чванливым и заносчивым. Посещение музея Василием Лановым—совсем иное дело. Напомним: молодым Василий Семенович снимался в Коктебеле в феерическом хите—кинофильме «Алые паруса». Во время экскурсии по Дому поэта у гостя были такие глаза, он так продуманно и заинтересованно задавал вопросы, что расположил к себе всех присутствующих сотрудников.
В мастерской поэта у скульптурного портрета таинственной царицы Таиах, как в плацкартном вагоне, установлены два узких дивана со старенькими вытертыми ковриками. Во время визитов к Карадагу певца Киммерии, живописца Константина Богаевского и его московского коллеги—художника и организатора выставок произведений изобразительного искусства Константина Кандаурова эти диваны предоставляли им для ночного отдыха.
Считай, в наши дни (небывалый случай) остаться на ночь в святая святых, мастерской поэта, было позволено лишь Василию Лановому. Он выразил это свое желание таким образом, что не нашлось слов, чтобы ему отказать.
Остается тайной, как прошла эта ночь под взглядом царицы Таиах, в окружении книг, сотен кистей, десятков жестянок с окаменевшими остатками акварельных красок, мольберта, конторки, сработанной Максимилианом Волошиным по просьбе капризного Алексея Толстого… Скорее всего, в похожей на алтарь собора мастерской Василий Семенович глаз не сомкнул. Но ночь пролетела, как один час. Он пережил ее с ощущениями Максимилиана Александровича:
Мой кров—убог. И времена—суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы,
И здесь—их голос, властный, как орган,
Глухую речь и самый тихий шепот
Не заглушит ни зимний ураган,
Ни грохот волн, ни Понта мрачный ропот.
Ночь Василия Ланового в мастерской поэта… Легенда? Возможно. Но эту историю изложила мне на ухо восхищенная личностью актера Светлана Печерикина. Не легенда все-таки, если мы помним поэтическую натуру любимого в народе Василия Семеновича.
«Стихи в исполнении Василия Ланового—что-то невероятное»,—сказала мне на тот же диктофон Надежда Миронова, заведующая одним из отделов Центральной городской детской библиотеки имени Аркадия Гайдара.
Надежда Борисовна присутствовала на памятной встрече Василия Семеновича с ее коллегами и юными читателями, а также родителями некоторых из них.
—В своем рассказе он сослался на примеры съемок кинокартины «Анна Каренина»,—продолжала Надежда Борисовна.—Улыбнувшись, актер, обращаясь к ребятам, заметил: «Вы еще не читали этот роман Льва Толстого». Третьеклассница Вика Осипова вскочила со своего места: «Я читала Анну Каренину». Гость понимающе улыбнулся еще шире. Он подошел к девочке, чтобы оказать ей знак внимания. Позже Вика скажет, что ей очень хотелось понравиться Василию Семеновичу—веселому и доброму…
На церемонии открытия выставки вместе со сверстниками заметно повзрослевшая девочка читала любимые стихи Василия Ланового.
В фойе театра несколько раз вспыхивал экран. С него, словно оживший, Василий Лановой горячо заявил, что лучшие для него песни, стихи, проза—военные. Александр Пушкин в его творчестве—отдельная огромная глава. Сейчас написал эти строки, и перед глазами возник щемящий образ, созданный артистом в кинокартине «Барышня-крестьянка».
Елена Панченко, директор Центральной городской детской библиотеки имени Аркадия Гайдара, отметила далеко не всем нам присущую черту характера Василия Ланового: душа артиста широко открыта детям, подросткам. Между ними легко завязывался заинтересованный диалог.
В витрине за стеклом организаторы выставки разместили книги, альбомы с автографами Василия Семеновича: «…Севастополь, люблю тебя, как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно…» «Дорогие друзья! Счастлив снова быть в моем любимом Крыму. Поздравляю нас всех с праздником «Крымской весны». Счастья нам всем и любви».
Последнее обращение направлено из прошлого теперь уже в настоящее и будущее. На церемонии открытия выставки председатель законодательного собрания города Владимир Немцев, в частности, подчеркнул, что Василий Лановой—человек-эпоха, он всю свою жизнь посвятил не только творчеству, но и воспитанию у соотечественников чувства высокого долга, патриотизма. Он был большим другом Севастополя. После переломного 2014 года Василий Семенович зачастил на полуостров, в Севастополь. «Приглашайте,—говорил он руководителям города,—всегда приеду, несмотря на занятость, в жару и холод». С экрана актер заявил: «Сюда, в Севастополь, я приезжаю как в храм».
Гостья из Симферополя Вера Петровская: «Все мы из бессмертного батальона Василия Ланового». Известный у нас и за пределами Крыма поэт Константин Фролов—муж Веры Петровской. С выдающимся актером супружескую пару связывали прочные узы дружбы. Для показа на выставке они привезли вещи, принадлежавшие Василию Семеновичу, в том числе и медаль, учрежденную для награждения отличившихся участников «Крымской весны», и знакомый по телевизионным передачам знаменитый белый, из тончайшего вельвета концертный пиджак. В нем Василий Лановой запечатлен на сцене во время многочисленных выступлений не только в Симферополе и Севастополе, но и в других российских городах.
Предметом гордости людей творческих являются изданные книги, публикации стихотворений в столичных «толстых» журналах, переводы на иные наречия. Константин Фролов отмечен редчайшим успехом: в самых престижных залах страны его произведения читал сам Василий Лановой! В Москве выход на сцену со стихотворением Константина Фролова «Честь» он посвятил своему другу—артисту Георгию Юматову, партнеру по знаменитейшему кинофильму «Офицеры».
Ценны удачи фотолюбителей. На их работах обратившие на себя внимание люди: непосредственные, открытые, словом, не замученные муштрой мастеров. Таков на крупноформатных портретах Василий Лановой. Часть их была представлена на выставке Денисом Бургановым и его помощниками. Экспонаты подводят к выводу: Василий Семенович стремился получать новые и новые впечатления. Его запечатлели и в Балаклаве, и в Никитском ботаническом саду, и в Симферополе у Петровских скал… Естественно, объективом фотоаппарата схвачены его выступления в Античном театре Херсонеса Таврического, в Доме офицеров флота на уроке мужества, на репетиции…
Здорово, что и 7-ю годовщину возвращения Севастополя и Республики Крым домой, в Россию, благодаря устроителям выставки мы отметили с Василием Лановым. В зале верно было замечено, что состоявшаяся выставка—один из первых шагов в направлении, чтобы память о Василии Семеновиче жила долго во многих поколениях россиян.

 

А. КАЛЬКО.

На снимке: Василий Лановой в Античном театре.

Другие статьи этого номера