Что такое аутизм и как его лечат в Севастополе

Депутатам— о деятельности правоохранителей

В рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма главный внештатный детский специалист-психиатр, заведующая детским психоневрологическим отделением ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» Анастасия Иванникова рассказала о том, как в Севастополе диагностируют таких детей, как лечат и почему в последнее время аутизм считается «модным» заболеванием.

 

—Раньше об аутизме говорили очень мало. Сейчас этот термин получил широкую огласку. С чем это связано?
—Во-первых, это связано с увеличением числа пользователей интернета, где эта тема довольно актуальна. Кроме того, аутизм популярен среди родителей. Имею в виду, что такой диагноз в современном обществе более спокойно принимается, чем любой другой психиатрический диагноз. Можно даже сказать, что сейчас это популярный диагноз.

—Если говорить самым простым языком, что такое аутизм?
—Аутизм—это расстройство развития, характеризующееся нарушением адаптации ребенка в социуме, а также общего сочетания стереотипных интересов и действий. Но все-таки симптомы аутизма не находятся исключительно в рамках психиатрического заболевания. В большинстве случаев идет сочетание неврологических проявлений, которые касаются более узких специалистов. Не всегда ребенку с определенными характеристиками мы можем поставить диагноз «аутизм». Например, если у ребенка не до конца обследован слух, у него будут такие же стереотипные поведение и действия, как у ребенка с аутизмом.

—А причины аутизма?
—Конкретных причин аутизма на данный момент нет. Здесь роль играют окружающая среда, генетические заболевания и наследственная предрасположенность к психиатрическим заболеваниям.

—В интернете озвучиваются версии, что аутизм может появиться у ребенка после вакцинации…
—Не доказано, что аутизм появляется от какой-либо прививки. Еще есть версия, что причинами аутизма могут являться неправильное питание, модные сейчас безглютеновые, безказеиновые диеты. Но это тоже не доказано.

—Как определить аутизм у ребенка? В каком возрасте можно понять, что существуют такие проблемы?
—Проблемы аутистического спектра можно заметить у ребенка еще в младенческом возрасте, когда у него отсутствует эмоциональная реакция на мать, когда малыш не различает своих-чужих. В более старшем возрасте бросаются в глаза неспособность ребенка общаться с другими детьми, отсутствие глазного контакта с окружающими, умение создавать эмоционально дружеские отношения со сверстниками, желание поделиться с другими детьми своими интересами, радостью, достижениями. Отсутствие умения фантазировать, строить сюжетные игры. Отсутствие или не в полной мере развитое речевое развитие, и наоборот, присутствие стереотипные движений, игр, использующиеся повторения в речи, увеличение стереотипных занятий и интересов, навязчивые движения.
Родители приходят к нам с жалобами на аутизм, которые часто вычитаны ими в интернете. То есть симптомы аутизма подстраиваются под собственного ребенка. Чтобы определить диагноз, у нас есть специальные шкалы и тесты, которые определяют степень выраженности аутизма. Из общего потока мы выделяем детей, у которых есть речевая задержка и которых следует дообследовать у других узких специалистов, чтобы исключить смежную патологию. Мы тестируем на аутизм не только ребенка, но и отдельно родителей. Анализируем, как родители влияют на ребенка. Только после полного обследования мы можем поставить диагноз «аутизм».

—Какая ситуация в Севастополе с аутизмом, как его лечат?
—Сейчас диагноз «аутизм» в нашем городе и других регионах России широко распространен. Аутизм у нас лечится по стандартам оказания первичных медико-санитарных норм. Кроме того, мы применяем московские разработки: клинические рекомендации по оказанию помощи детям с расстройством аутистического спектра. Не всегда лечение исключительно медикаментами. Ставка также делается на коррекцию поведения, эмоционально-волевую сферу и речевое развитие. Вместе с медикаментозным лечением активно проводятся занятия с логопедами, дефектологами, психотерапевтом. Медицинским психологом проводится патопсихологическое обследование, ребенок посещает бассейн, паракаратэ. Акцент делается на физической активности.
Диагноз «аутизм» мы ставили ближе к четырем годам. До этого возраста еще не пройден курс реабилитационных мероприятий, не начат процесс социализации в дошкольном учреждении. Чтобы врач мог понять, это задержка в развитии или все-таки аутизм, ребенок должен проявить себя в общении с другими детьми. Мы должны посмотреть результаты в динамике. Аутизм в большинстве случаев является инвалидизирующим состоянием, которое приводит к стойкой социальной дезадаптации ребенка в основных сферах жизни. Наиболее эффективной лечебно-коррекционной стратегией в данной патологии является раннее вмешательство, когда мы таких детей отправляем на реабилитационные мероприятия в детский центр медицинской реабилитации и в динамике смотрим на результаты, какими дети выходят оттуда.

—Как обеспечить комфорт людям с аутизмом в семье и обществе и наоборот, чтобы общество принимало и понимало людей с такими особенностями?
—В Севастополе действует общество «Особые дети», которое ориентирует родителей, как с такими детьми себя вести, как их обучать, как с ними заниматься, как их кормить, как за ними ухаживать. Для родителей это все-таки большой стресс. Но они, любя, приспосабливаются к своим детям, учатся правильно себя вести с ними. Естественно, на других таких детей они смотрят понимающе и адекватно. А вот те, у кого, к счастью, нет таких ребятишек, часто не понимают, в чем проблема. Например, ребенок с аутизмом в магазине начинает себя необычно вести. Окружающие ругают родителей за плохое воспитание. Это вопрос информированности общества. На таких детей нельзя показывать пальцем, к ним нужно относиться толерантно. И этому нам всем следует учиться.

 

Беседовала А. Прибылова.

Другие статьи этого номера