Экспедиция «Север»

Экспедиция «Север»

Весной 1937 года началась первая в мире советская высокоширотная воздушная экспедиция «Север», организатором и руководителем которой являлся Отто Шмидт (1891-1956). На самом деле она имела целью инициировать более значимую в мировом масштабе экспедицию на дрейфующей льдине под названием «Северный полюс», руководителем которой был назначен уроженец Севастополя и к тому времени уже опытный полярник—Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986). Именно для высадки его группы из четырёх зимовщиков на Северный полюс и была проведена масштабная воздушная экспедиция в крайне сложных условиях Арктики, длившаяся с 22 марта по 6 июня.

 

В середине 30-х годов XX в. на организации полётов к Северному полюсу и даже через него на американский континент настаивали многие. Среди них были опытные полярники: начальник «Главсевморпути» Отто Шмидт и Иван Папанин, а также полярные лётчики, прежде всего участники операции по спасению челюскинцев—Герои Советского Союза Михаил Водопьянов (Герой № 6) и Василий Молоков (Герой № 3). Очень активно настаивал на прокладке трансполярного маршрута Валерий Чкалов, хотя сама эта идея принадлежала Сигизмунду Леваневскому (Герой № 4).
Именно Чкалов в конечном итоге добился того, что в начале 1936 года вопросу организации такой экспедиции посвятили специальное совещание в ЦК, где и было принято решение в первую очередь по дрейфующей экспедиции «Северный полюс» и, как следствие, по высокоширотной воздушной экспедиции «Север», предназначенной для заброски папанинцев на «макушку планеты»…
Начальником высокоширотной воздушной экспедиции «Север» был назначен Отто Шмидт, его заместителем был начальник управления полярной авиации «Главсевморпути» Марк Шевелёв, который полностью отвечал за весь авиаотряд. Для экспедиции было подготовлено четыре тяжёлых авиакорабля «ТБ-3» («АНТ-6»), один самолёт-разведчик «Р-6» («АНТ-7») и один вспомогательный самолёт сопровождения «Р-5». Флагманом авиаотряда был назначен Герой Советского Союза Михаил Водопьянов, он же был и первым пилотом флагманского авиакорабля «Н-170». Его вторым пилотом стал Михаил Бабушкин, а флаг-штурманом экспедиции—Иван Спирин.
Первым пилотом авиакорабля «Н-171» был Герой Советского Союза Василий Молоков, вторым пилотом—Георгий Орлов, штурманом—Алексей Ристлянд. Первым пилотом авиакорабля «Н-172» стал Анатолий Алексеев, вторым пилотом—Яков Мошковский, штурманом—Николай Жуков. Командиром разведывательного самолёта «Н-166» был назначен Павел Головин, а пилотом самолёта сопровождения «Н-128» стал Леонард Крузе. Помимо радистов и бортинженеров в экспедиции также участвовали представители прессы: кинооператор Марк Трояновский, спецкоры «Правды» Лазарь Бронтман и «Известий» Эзра Виленский, синоптик экспедиции Борис Дзердзеевский, парторг Александр Догмаров.
Четыре тяжёлые машины, самолёт-разведчик «Р-6» и ещё один лёгкий самолёт сопровождения «Р-5» вылетели из Москвы и взяли курс на Север. Из-за тяжёлых зимних условий экспедиции приходилось неделями ждать погоду в материковой Арктике: сначала—в Холмогорах, позже—в Нарьян-Маре,—и только после сделать авиабросок на самый северный арктический архипелаг, Землю Франца-Иосифа. Погоду экспедиции пришлось ждать почти месяц и на архипелаге на острове Рудольфа, где ровно за год до экспедиции, в 1936 году, Иван Папанин создал полярную подлётную авиабазу после того, как на разведку туда слетали Михаил Водопьянов и Василий Махоткин.
К самому полюсу на разведку погоды и льда удалось слетать только 5 мая на самолёте-разведчике «Р-6». «Н-166», который пилотировал Павел Головин, первым в истории в тот день пролетел над Северным полюсом. Группу папанинцев на полюс удалось забросить только 21 мая, когда с острова Рудольфа взлетел авиакорабль «Н-170», пилотируемый Михаилом Водопьяновым, с 13 участниками экспедиции на борту. С полярной авиабазы этим историческим полётом руководил непосредственно Марк Шевелёв: вести полёт приходилось, постоянно ориентируя экипаж самолёта по радиомаякам, так как в той части Арктики компасы не работали. Остальные три авиакорабля в течение двух недель, по очереди прилетев на Северный полюс, доставили для экспедиции папанинцев весь остальной необходимый груз для первой в мире дрейфующей на льдине полярной станции «СП-1». Все главные участники экспедиции «Север» были удостоены звания Героя Советского Союза, в их числе и Иван Дмитриевич Папанин.
Продрейфовав 274 дня в Арктике и проведя за это время огромную научную работу, папанинцы вернулись на Родину настоящими героями, а сам Иван Дмитриевич стал полярником № 1 в стране и всегда являлся маяком подлинного героизма. За подвиг на «СП-1» папанинцы получили Звёзды Героев Советского Союза. У Папанина она была под № 37—он стал самым первым севастопольцем, удостоенным этого высокого звания. За подвиг по спасению из льдов Арктики ледокольного парохода «Георгий Седов», продрейфовавшего 812 дней, в 1940 году Папанин был удостоен второй Звезды Героя, став четвёртым в истории дважды Героем Советского Союза и единственным севастопольцем с двумя Золотыми Звёздами.
Учитывая сегодняшний пристальный интерес в стране к Арктике, которая ныне является территорией приоритетного развития, 19 апреля 2017 года был заложен патрульный ледокол ВМФ России проекта 23550 и назван в честь героя-севастопольца «Иван Папанин», а 25 октября 2019 года этот первый в мире боевой ледокол был спущен на воду в Северном Ледовитом океане. В Севастополе, на родине дважды Героя, 21 мая 2007 года на базе Музея героической обороны и освобождения Севастополя была открыта выставочная экспозиция, посвящённая Ивану Папанину,—«Севастопольский Колумб». Одним из её организаторов стал писатель-краевед Владимир Шавшин, написавший одноимённую книгу. Выставка была приурочена к 225-летию со дня основания Севастополя и 70-летию начала работы первой в мире дрейфующей полярной станции «Северный полюс».
Однако совсем недавно в связи с реконструкцией музейного комплекса героической обороны и освобождения Севастополя выставку И.Д. Папанина закрыли. А ведь это была единственная музейная экспозиция в стране, повествующая о героическом жизненном пути легендарного севастопольца. На сегодняшний день в Севастополе (на родине Папанина, где при жизни ему был поставлен памятник работы архитектора Вучетича) нет посвящённого Герою музея, а потребность в нём у горожан есть. Сам Иван Дмитриевич на склоне лет передал в Севастополь около пяти тысяч артефактов, связанных с его героической жизнью, для будущего музея, посвящённого ему,—все они ныне находятся в хранилище Музея героической обороны и освобождения Севастополя. 7 апреля 1987 года вышло постановление № 9/309 Севастопольского городского совета народных депутатов «О создании в Севастополе мемориального музея И.Д. Папанина», которое, увы, до сих пор не выполнено…

 

А. Осташко, действительный член Русского географического общества.

Другие статьи этого номера