Бизнес на доверии: кто и как обманывает севастопольцев

Внимание! Работники Пенсионного фонда по домам не ходят!

Жительница Севастополя стала жертвой мошенниц, которых наша 75-летняя землячка встретила днем в центре города. Две незнакомые женщины подошли к пенсионерке и убедили, что на нее наведена «порча». Как сообщили в пресс-службе УМВД по Севастополю, злоумышленницы настаивали на осуществлении магического ритуала и, оказав на потерпевшую психологическое воздействие, забрали ее сбережения на сумму около 763 тысяч рублей.
Сотрудники правоохранительных органов принимают меры для розыска и задержания преступниц. Газета же в еженедельной рубрике «Вопрос в лоб» спросила у читателей: «Сталкивались ли вы с мошенниками?»

Вроде бы известно всем: не следует вступать в разговоры с незнакомцами, которые называют себя «целителями», «экстрасенсами», «ясновидящими». Однако жертв «чудодейственной» магии не становится меньше. Отчасти это можно объяснить тем, что люди с преступными наклонностями, как правило, хорошие психологи. Они сознательно выбирают тех, кто находится в стрессе, кто (пусть и временно) не отдает отчета своим действиям, кто внушаем.
Современные реалии таковы, что нельзя впускать в свой дом неизвестных и уж тем более передавать им под каким бы то ни было предлогом деньги, сообщать личную информацию. Осторожность здесь—лучший помощник. Следует знать, что мошенники могут прибегнуть к всевозможным приемам психологических манипуляций: предложат совершить сделку на очень выгодных условиях, попытаются заставить жертву действовать в спешке, могут выдать себя за авторитетных, влиятельных и преуспевающих людей.
«По моим подсчетам, я раз десять могла стать жертвой мошенников,—рассказала «Славе Севастополя» Александра Федоровна Фатеева.—Недавно ко мне приходили двое молодых людей, представились сотрудниками какого-то фонда, хотели поговорить о льготах. Я попросила удостоверение и стала переписывать данные. Они напряглись, быстро свернули свою деятельность. Я вызвала полицию, которая приехала буквально через пять минут. Стражи правопорядка задержали самозванцев в другом подъезде. Но через какое-то время ко мне снова пришла девушка, тоже якобы из этого фонда. Спросила: «С кем вы живете? Одна?» Все это, на мой взгляд, подозрительно. Я прогнала непрошеную гостью.
В другой раз ко мне пришли «газовщики» и предложили установить газоопределитель стоимостью 14 тысяч рублей. Хорошо, что хватило ума усомниться, а вот соседка заплатила за эту ненужную вещь 10 тысяч. Еще по квартирам ходит несчетное число представителей всевозможных организаций. Однажды мне предложили «бесплатную для пенсионеров» замену окон. Я позволила сделать замеры, и в итоге мне назвали огромную сумму. А когда я напомнила про «бесплатно», оскорбили, назвали чуть ли не «халявщицей».
В наши дни «популярно» мошенничество с пластиковыми картами. Самое распространенное—это телефонный звонок от лица какой-либо финансовой структуры. «Мне уже три раза звонили из Московского, судя по коду, региона банка и утверждали, что моя пластиковая карта заблокирована,—продолжила делиться опытом Александра Федоровна Фатеева.
«Мошенники говорили убедительно,—вспоминала женщина,—требовали срочно принять меры и сообщить им номер пластиковой карты, а также назвать сумму, которая лежит на ней. Я ответила, что сама разберусь. Пошла в отделение банка, там и не слышали о звонке. Объяснили, что это были мошенники».
Жителю Ялты повезло меньше. Как рассказали в правоохранительных органах, к ним обратился 59-летний мужчина, которого по телефону вынудили раскрыть банковские данные. Неизвестный человек представился сотрудником службы безопасности крупнейшего в Крыму банка, сообщил о блокировке счетов ялтинца сразу по нескольким банковским картам и предложил помощь в решении якобы возникшей проблемы. «Потерпевший выполнил все указания собеседника, а проверив баланс карт, обнаружил пропажу свыше 100 тысяч рублей»,—рассказали в УМВД России по Ялте.
Полицейские восстановили всю цепочку действий заявителя, вычислили и задержали преступника. В ходе следствия оказалось, что задержанный уже является фигурантом уголовного дела по факту мошенничества. При этом доказана его причастность, по меньшей мере, к 56 эпизодам преступной деятельности на территории Крыма. За мошенничество ему грозит до пяти лет лишения свободы.
На фоне пандемии активность телефонных и интернет-мошенников значительно выросла. При этом заметно поменялись применяемые ими сценарии обмана, поскольку предыдущие уже широко растиражированы и зачастую эффекта не дают.
В адрес редакции пришло электронное сообщение от Валентины Новиковой: «Да, действительно мне позвонили и сказали, что мне положена компенсация 450000 рублей якобы за то, что я покупала БАДы и это отрицательно сказалось на моем здоровье. Я сказала, что не против денег, присылайте, а мне ответили, что тогда надо выслать им всего лишь 40000 рублей. Говорю: «Так возьмите 50000 рублей с причитающейся суммы, а мне пришлите остальные». В ответ—тишина. У меня была знакомая, которая всегда велась на эти приколы, хотя у нее два высших образования. Я пыталась ей объяснить, что с ними лучше не иметь дела, но было бесполезно, пока сын не отобрал пенсионную карточку и не стал выдавать ей деньги только на питание».
К сожалению, пожилые люди чаще других становятся жертвами мошеннических схем. Старшее поколение было воспитано в другое время. В советские годы не то что подъезды, двери многих квартир не запирались на ключ. Доверие и доброжелательность не были пустым звуком.
А вот жильцы дома № 12 на проспекте Нахимова готовы заподозрить в мошенничестве управляющую компанию. С их слов, более 3 месяцев собственникам дома № 12 не оказывается такая услуга, как уборка придомовой территории,—в месяц за нее с квартиры берут 200-330 рублей. Счета-квитанции к оплате поступают, а корректировка сумм не производится. На обращения граждан УК отвечает обещаниями и ссылками на необходимость получения актов выполненных работ от подрядных организаций. «Наступил апрель, принесли квитанции за март, а перерасчета так и нет вот уже третий месяц. Сколько же надо ждать акты? За время ожидания наши переплаты под влиянием роста цен на товары и услуги превращаются в копейки. И главное—нам приходится тратить деньги вдвойне: собираем средства, чтобы нанять человека хотя бы для разовой уборки двора. Обратились в Госжилнадзор города, ждем реакции»,—сообщают жильцы дома.

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

Предлагаем нашим читателям очередной «Вопрос в лоб»: «Что из прошлого Севастополя вызывает у вас ностальгию?»
Ответ можно дать в пятницу, 16 апреля, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислать на электронный адрес редакции (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 19 апреля.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера